Север и рынок. 2023, № 3.

С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2023. № 3. С . 140-14 9. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 140-149. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Материалы и методы В научной литературе изучению проблем функционирования Северного морского пути посвящено достаточно много исследований, особо следует отметить научный вклад в этом направлении, сделанный В. С. Селиным [1, 2], А. В. Истоминым [3, 4], К. В. Павловым [5]. Большое количество работ посвящено изучению вопроса развития арктических морских коммуникаций и возможности увеличения грузооборота СМП [1, 2, 5-8] и др. Перспективы развития СМП и его портовой инфраструктуры в российской части Арктической зоны в немалой степени связаны с освоением значительных запасов минерально-сырьевых ресурсов [9, 10], которые в основном формируют его грузовую базу [11]. Зарубежные специалисты не отрицают интереса к Северному морскому пути вследствие того, что он является более коротким маршрутом, чем другие, что ведет к сокращению расходов на транспортировку и времени в пути [12-15]. Некоторые аналитики допускают, что изменение климата в будущем сделает трассу удобной и безопасной для судоходства [16, 17]. Однако ряд экспертов говорит о сложности прохождения трассы, ее непредсказуемости и плохо развитой инфраструктуре [18, 19], они полагают, что сопоставить Севморпуть с иными морскими проходами в аспекте безопасности движения станет возможно лишь в отдаленной перспективе. Поскольку в дальнейшем планируется увеличение грузооборота Северного морского пути, то необходимо принятие мер по повышению привлекательности использования маршрута [20]. В частности, надо перейти к принципу экономической эффективности, для чего должна быть создана современная транспортная система с возможностью увеличения как внутренних, так и импортно-экспортных грузоперевозок [21]. Как уже указывалось выше, портам Северного морского пути требуется модернизация, которая предполагает строительство новых или ремонт устаревших причальных сооружений, а также проведение работ по дноуглублению, без этого невозможно будет принимать современные суде различных классов и т. п. [9, 22]. При написании статьи были использованы методы экономического анализа, сравнения и обобщения, а в ходе исследования — метод экспертных оценок, применение которого оправдано при недостатке имеющейся информации и неосуществимости математической формализации процесса решения. Информационную базу составили научные статьи, научные доклады, монографии, нормативно правовые документы и информационные сайты. Результаты и обсуждение В мае 2018 г. был принят Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»4, в соответствии с которым грузовые потоки по Севморпути в 2024 г. должны возрасти до 80 млн т. Дальнейшее увеличение грузооборота предусмотрено в «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»5, в соответствии с которой предполагается рост объема перевозок до 120 млн т к 2030 г. и до 160 млн т к 2035 г. (рис.). Грузооборот СМП за 2022 г. превысил 34 млн т. Увеличение грузопотока предполагает рост грузовой базы и интенсивности навигации, для чего, в свою очередь, необходимо наличие современной портовой инфраструктуры6. Показатели роста должны быть достигнуты вследствие развития нефтегазового сектора в Арктике. За счет освоения арктических месторождений Россия рассчитывает выйти на добычу газа и нефти в 90 и 25 % от общемирового объема соответственно и стать мировым лидером на рынке сжиженного природного газа (СПГ) при производстве до 120 млн т СПГ в год. Предполагается, что грузопотоки по Севморпути будут расти, в первую очередь, за счет отечественных грузоперевозчиков. Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» готовится план развития инфраструктуры СМП, для синхронизации процессов перевозки грузов, модернизации и строительства портов и т. п. Первый этап (до 2024 г.) предполагает рост объема грузовых перевозок до 80 млн т, который будет осуществляться за счет расширения перевозок. Второй этап (2024-2030 гг.) характеризуется увеличением интенсивности навигации. Уже сейчас загрузка СМП в восточном направлении оценивается 20 млн т в год. Это коррелирует с проектами компании ПАО «НОВАТЭК» в сфере перевозки СПГ. Третий этап (после 2030 г.). К этому времени планируется ввести в эксплуатацию атомный ледокол «Лидер», в связи с чем станет возможна круглогодичная перевозка грузов в восточной акватории СМП, что позволит обеспечить поставки углеводородных ресурсов на рынки Азиатско- Тихоокеанского региона (АТР). Предполагается, что в этот период начнется эксплуатация месторождений сырой нефти, расположенных на Ямальском и Гыданском полуостровах. 4 URL: h ttp ://s ta tic .k re m lin .ru /m e d ia /a c ts /file s / 000120180 507 0038 .pd f (дата обращ ения: 10.02.2023). 5 URL: h ttp ://p u b lic a tio n .p ra v o .g o v .ru /D o c u m e n t/V ie w / 0001202010260033?index=2& rangeS ize=1 (дата обращ ения: 10.02.2023). 6 Чижевский А. Грузооборот по Северному м орском у пути / / Neftegaz.RU. URL: h ttp s://n e fte g a z .ru /n e w s /tra n s p o rt-a n d - storage /658 338 -v-20 20-g-gruzoo borot-p o-seve rnom u- m o rskom u -p u ti/(д а та обращ ения: 14.02.2023). © Николаева А. Б., 2023 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz