Север и рынок. 2023, № 3.

С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2023. № 3. С . 140-14 9. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 140-149. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ by con structin g new o r refurbishing old b e rthing facilities to align th e m w ith c o n tem p o ra ry standards. The article analyzes th e process o f developing h a rbor infrastru cture along th e NSR. The goal o f the study is to explore the prospects fo r boosting cargo capacity through the implementation o f harbor infrastructure projects along the NSR. The study identifies the key projects in this domain and provides forecasts fo r cargo capacity grow th in the near future attributed to ongoing infrastructure developments. The study also delves into the ramifications of sanctions on harbor infrastructure development. It is concluded tha t while sanctions may alter project timelines, they do not impede the ultimate objective. However, they can disrupt cargo transportation by leading to the cancellation o f contracts fo r gas tanker construction and the cessation o f ship equipment supplies for tankers manufactured in Russia. The n o velty o f th e stud y lies in its id e n tifica tio n o f h a rbor in fra stru ctu re projects poised to bolster cargo capacity along th e NSR, elucidating th e ir near and m e d ium -te rm im pa ct on cargo tra n sp o rta tio n . The practical significance o f th e study resides in its im plica tions fo r th e con tinued g ro w th o f th e NSR. Given th e fluid inte rnatio nal and dom estic econom ic landscapes, fu tu re research in this realm is critical to un derstanding evolving prospects. Keywords: A rctic, N o rthern Sea Route, A rctic harbors, h a rb o r in frastru cture , sanctions im pact, cargo tonnage g ro w th . Acknowledgments: This study was conducted at th e In stitu te fo r Econom ic Studies w ith in th e N ational Research Project No. 123012500051-8, title d "S trategic Planning fo r A rctic D evelo pm e nt u n der New G eo-Econom ic and Political Realities". For citation: Nikolaeva A. B. Enhancing cargo capacity along th e N o rthern Sea Route thro u g h h a rbor infrastru cture de velopm ent. S e v e r i r y n o k : f o r m i r o v a n i e e k o n o m i c h e s k o g o p o r y a d k a [The N orth and th e M a rket: Form ing th e Economic O rder], 2023, no. 2, pp. 14 0-14 9. https://do i:1 0 .3 7 6 1 4 /2 2 2 0 -8 0 2 X .3 .2 0 2 3 .8 1 .0 0 9 . (In Russ.). Введение Северный морской путь представляет собой арктическую судоходную трассу России. Его развитие как конкурентоспособной национальной транспортной коммуникации является одной из первостепенных задач России по защите национальных интересов1. Функционирование СМП невозможно без морских портов, расположенных на этой трассе. В 1990-х гг. портовая инфраструктура стала постепенно приходить в упадок, поскольку в основном была создана до 1970-1980-х гг., а отсутствие капитального ремонта отрицательно сказалось на ее состоянии. Экономические реформы, проводимые в то время, негативно повлияли на работу трассы. Регионы, территориально связанные с СМП, постепенно снижали или прекращали производственную деятельность, в результате чего грузооборот существенно сократился, что отразилось на инфраструктуре арктических портов, усугубив проблему. Таким образом, арктические порты являются наиболее проблемным элементом всей инфраструктуры Северного морского пути. Вследствие сокращения финансирования на модернизацию портовой инфраструктуры в последние десятилетия функционирование ряда арктических портов стало нерентабельно. Требуется капитальный ремонт, реконструкция или дноуглубительные работы, чтобы было возможно принимать современные суда2. Актуальность изучения данного вопроса определяется тем, что развитие инфраструктуры морских портов Северного морского пути является одним из стратегических приоритетов государственной политики РФ в Арктике. Для улучшения функционирования СМП государством был принят ряд документов3. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач: 1) выделить строящиеся объекты портовой инфраструктуры СМП, которые могут оказать влияние на повышение грузооборота; 2) провести анализ результатов санкционного давления при строительстве объектов инфраструктуры; 3) рассмотреть перспективы увеличения грузооборота в аспекте строительства портовой инфраструктуры в ближайшем будущем (2024 г.) и среднесрочной перспективе (до 2030 г.). 1 Вехи большого пути. Северный морской путь и его главные порты / / Инвестиционный портал Арктической зоны России. URL: https://arctic-russia.ru/article/vekhi-bolshogo-puti/ (дата обращения: 02.02.2023). 2 Митько А. В. Перспективы развития портовой инфраструктуры Арктического региона / / Neftegaz.RU. 2021. № 4. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/shelf/677139- perspektivy-razvitiya-portovoy-infrastruktury-arkticheskogo- regiona/ (дата обращения: 17.02.2023). 3 См.: Об утверждении М орской доктрины Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.07.2022 № 512. URL: http://www .consultant.ru/law /hotdocs/76567.htm l/ (дата обращения: 10.02.2023); Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период д о 2024 года: распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р (ред. от 13 апреля 2022 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308743/e29 24c25bca18b 9070f6b8fc17747bd6f02eb32a/ (дата обращения: 10.02.2023); О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402052/ (дата обращения: 10.02.2023); Об утверждении Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 01.08.2022 № 2115-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 28.04.2023 № 1103-р). URL: h ttp ://w w w .c o n s u lta n t.ru /la w /h o td o c s /7 6 6 1 0 .h tm l/ (дата обращ ения: 14.07.2023). © Николаева А. Б., 2023 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz