Север и рынок. 2023, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: ф орм ирование эко н о м и че ско го порядка. 2023. № 3. С. 140-14 9. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 140-149. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Научная статья УДК 338.47(985) doi:10.37614/2220-802X.3.2023.81.009 РАЗВИТИЕ ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ГРУЗООБОРОТА СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Анна Борисовна Николаева Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, Апатиты, Россия nikolaeva1@iep.kolasc.net.ru, http://orcid.org/0000-0002-6695-5534 Аннотация. Северный м о р с ко й путь (СМП) в б л и ж айш и е десятилетия м о ж е т трансф орм ировать л о ги сти ку м о р ски х грузовы х п е рево зо к и придать сущ ественный им пульс развитию северны х ре ги онов России. Д альнейш ее ф ун кц и он ир ован и е Северного м о р ско го пути н е в о зм о ж н о без создания совр ем е нн о й портовой инфраструктуры. Чтобы пр ин им ать суда различны х классов, портам необ ход им а м о д е р н и за ц и я: строительство или ре м он т м орал ьно и ф изически устаревш их причальны х со о р уж е н и й , чтобы они отвечали совр ем е нны м треб ован и ям . В статье анализируется процесс ф орм ирования инфраструктуры портов, ра спол ож е н ны х на д а н н о м марш руте. Цель исследования — рассмотреть возможности увеличения грузооборота за счет реализации проектов по строительству объ ектов портовой инф раструктуры Северного м о р ско го пути. В результате исследования были вы делены наиболее зна чи мы е проекты в д а н н о й сфере и сделаны пр огн о зы по увел и чен ию грузооборота в бл и ж айш ей перспективе за счет строящихся объектов. Изучены результаты са н кц и о н н о го давления на строительство портовой инфраструктуры, и сделан вы вод о том , что влияние сан кци й на ф орм ирование инфраструктуры п р и во д и т к сдвигу сро ко в реализации проектов, но не на ко н е ч н ую цель. В то ж е время са н кц и о н н ы е ограничения м о гут повлиять на гр узо обо рот из-за отм ены ряда контрактов по строительству танкеров-газовозов. Кром е того, по этой ж е пр ичине прекратились поставки судового об оруд ования для танкеров, строящихся в России. Н овизна исследования заключается в вы явлении объектов строящейся портовой инфраструктуры, способны х увеличить гр узо обо рот по СМП, и оп ред ел е ни и их вклада в гр узо пер евозки на б л и ж а йш ую и среднесрочную перспективу. Практическая зна чи м о сть представленного исследования состоит в том , что сделанные вы воды направлены на дальнейш ее развитие СМП. Стремительное и зм ен ен ие м е ж д у н а р о д н о й обстановки и э ко н о м и че ско й ситуации в стране оп ред ел яю т перспективность буд ущ их исследований по д а н н о й проблем атике. К л ю ч е в ы е с л о в а : арктический регион, Северный м о р с ко й путь, ар ктические порты, портовая инфраструктура, са н кц и о н н о е давление, увеличение грузооборота Благодарности: работа вы полнена в рам ках темы № 123012500051-8 Института эко н о м и ч е ски х проблем «С тратегическое пл анирование развития А р кти ки в новы х ге о эко н о м и че ски х и по л итических условиях» по госзаданию ФИЦ КНЦ РАН. Для цитирования: Н иколаева А. Б. Развитие портовой инфраструктуры ка к потенциал для увеличения грузооборота Северного м о р ско го пути / / Север и ры нок: ф орм и рова ни е эко н о м и ч е ско го порядка. 2023. № 3. С. 14 0-14 9. https://do i:1 0 .3 7 6 1 4 /2 2 2 0 -8 0 2 X .3 .2 0 2 3 .8 1 .0 0 9 . PROBLEM S OF DEVELOPM ENT OF INDUSTR IES AND SECTORS OF THE ECONOM Y IN THE NORTH AND IN THE ARCTIC Original article ENHANCING CARGO CAPACITY ALONG THE NORTHERN SEA ROUTE THROUGH HARBOR INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT Anna B. Nikolaeva Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia nikolaeva1@iep.kolasc.net.ru, http://orcid.org/0000-0002-6695-5534 Abstract. In th e com ing decades, th e N orthern Sea Route (NSR) can tra n s fo rm sea cargo logistics, acting as a significant catalyst fo r th e de ve lo pm e n t o f th e N orth o f Russia. H ow ever, th e NSR's con tinued v ia b ility hinges upon th e presence o f m odern h a rbor infra stru ctu re . To accomm odate vessels o f various classes, it is im p e ra tive to m odernize harbors © Николаева А. Б., 2023 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz