Север и рынок. 2023, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 107-125. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 107-125. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ и инновационной деятельности, особое место занимает восприятие населением науки, технологий и инноваций. По словам заведующей центром анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики НИУ «Высшая школа экономики» А. И. Пишняк, «восприятие нововведений вместе с другими индивидуальными особенностями и групповыми социально-экономическими характеристиками можно рассматривать в качестве детерминант открытости к технологическим инновациям» [11]. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости учета общественного мнения по данному вопросу. Важно отметить, что общественное мнение представляет собой позицию определенной социальной группы по отношению к вопросу, имеющему для нее особую важность. Как правило, оно выражается в одобрении/неодобрении, поддержке/порицании и др. Формирование общественного мнения становится индикатором значимости рассматриваемой проблемы для той или иной социальной группы, вовлеченности группы в определенную систему отношений, широты ее общественных интересов. Общественное мнение имеет аксиолого-нормативный характер, который находит свое отражение в образе действий субъектов социальной группы и общества в целом. Стоит подчеркнуть, что общественное мнение является действенным каналом социального управления и эффективным средством социального контроля. Без всестороннего изучения и учета общественного мнения, в том числе о науке и инновациях, невозможно дальнейшее развитие экономики и социума [12]. Изучать общественное мнение о науке, инновациях крайне необходимо. Как отмечает О. Р. Шувалова, уровень социально-экономического роста и конкурентоспособности отдельного государства имеет зависимость не только от развития науки и технологий, но и от способностей населения воспринимать инновации, степени его приспособления к новым направлениям экономического развития, интеллектуального потенциала [13]. Автор добавляет, что именно население в конечном счете определяет спрос на научные исследования и разработки. Схожего мнения придерживается Ю. С. Корчагина. Как отмечает автор, в социологической науке особую важность имеют не только проблемы влияния науки на общество, но и общества на науку [14]. В работе также зафиксировано, что в современном мире внедрение новых технологий не может иметь «стихийный», незапланированный характер: каждая инновация должна занимать определенную нишу в соответствии с запросами и потребностями общества в ней. Именно общество, прежде всего, продуцирует спрос на научно-технические достижения. Преобразование типа интеракции общества и науки меняет и правила взаимодействия: социум преобразуется в активный субъект коммуникации, который будет «докладывать» науке о собственных потребностях. Значительный вклад в изучение проблемы необходимости учета общественного мнения по вопросам восприятия населением науки и инноваций внесли зарубежные ученые [15-17]. В частности, по результатам исследования Ф. Шрёгеля и А. Коллека, участие населения в науке реализуется в двух форматах [16] — формате диалога о науке и непосредственного ведения научной деятельности. Первый формат представляет собой проведение общественных слушаний, консультаций и др., второй — участие в производстве знания. Г. Рове и Л. Фревер разработали классификацию типов общественного участия населения в науке по основанию, связанному с «направлением» информационных потоков [18]. В ее рамках выделют три типа общественного участия: • коммуникация с обществом — направление информации к обществу; • консультация с обществом — «прием» информации от общества; • участие общества — разнонаправленный поток информации. Следует отметить также, что авторами M. Бучи и Ф. Нересини была разработана описательная структура участия общества в науке [19]. Отдельным образом следует упомянуть о возникновении феномена «гражданской науки». Авторство категории «наука граждан» принадлежит двум ученым — А. Ирвину и Р. Бонни [20]. С одной стороны, «наука граждан» — это наука, которая служит интересам граждан, а с другой — это наука, выполняемая гражданами; то есть «наука для людей» и «наука, делаемая людьми» [21]. Специфика трактовки этого понятия как способа участия общества в науке заключается в том, что любители, широкая публика, неспециалисты могут способствовать производству научных знаний и при этом получать образование и новые компетенции. Проведенный обзор позволил заключить, что вопросам оценки восприятия населением науки и инноваций представители научного сообщества уделяют особое внимание. В то же время остается не полностью раскрыт механизм влияния такого восприятия на инновационное развитие. В частности, особое значение исследователи уделяют такому фактору, как престижность © Иванов С. Л., Теребова С. В., 2023 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz