Север и рынок. 2023, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 7-21. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 3, pp. 7-21. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ • несоответствие существующих рентных платежей за использование месторождений полезных ископаемых их реальному значению в системе общественного воспроизводства, что обусловливает необходимость разработки новых методик определения стоимости запасов полезных ископаемых в недрах, в том числе методики геолого-экономической переоценки известных минерально-сырьевых объектов; • отсутствие технических норм и правил государственного регулирования финасово-бюджетных отношений, которые были бы нацелены на включение части «чистой» прибыли крупных высокодоходных корпораций в общие процессы научно-технологического и социального развития страны и ее регионов. Актуализация горно-металлургического производства дополнительно обусловлена фактором времени — экстренной необходимостью создания отечественной электронной промышленности, восстановления машиностроения и технологического оснащения ВПК, топливно-энергетического комплекса — коренной перестройкой внешних связей с укреплением их восточного направления и структурными межотраслевыми и территориальными сдвигами внутри ТЭК. Вполне понятна возвышающая роль северных регионов, где находится основная часть центров экономического развития на основе минеральных ресурсов [1]. Однако реализация природно-ресурсного потенциала не может произойти автоматически, она сопряжена с преодолением ряда обстоятельств, затрудняющих включение северных ресурсов в общенациональные программы. Замысел статьи. Решение проблем развития минерально-сырьевой базы тесно связано с экономико­ географическими аспектами формирования топливно­ энергетических и горно-металлургических комплексов, что предопределено территориальным разделением труда, различиями в потенциалах и специализации регионов столь обширной страны, как Россия. Фактор пространства существенно влияет на выбор направлений и методов технологической и финансовой кооперации в рамках конкретных целевых производственных программ и проектов «технологического суверенитета». Региональным правительствам северных регионов, действующим на их территориях, предприятиям и научно-исследовательским центрам желательно целенаправленно вести поиск своего места в общем движении к повышению уровня технологической и экономической самодостаточности России. Такой поиск должен осуществляться на идеях межотраслевой и межрегиональной кооперации, энергопроизводственной цикличности, порайонной организации хозяйства, мобилизации местных ресурсов. Здесь ключевым моментом является знание региональной специфики. Логика изложения авторской позиции заключается в следующем: фиксируется проблематика топливно­ энергетической и горно-металлургической промышленности, на ее фоне рассматривается участие северных регионов в решении соответствующих проблем, то есть определяются условия, при которых данное участие может быть осуществлено в соответствии с потребностями национальной экономики. Стабилизация и структурные сдвиги в топливно-энергетическом комплексе Энергетическая политика Правительства РФ длительное время была объектом критики со стороны академической экономической науки. Все сюжеты такой критики имели примерно одинаковое основание: чрезмерная экспортная ориентация не приемлема, если она идет в ущерб внутрироссийскому рынку, не связана с модернизацией отечественной промышленности и ростом благосостояния населения. В настоящее время ситуация с критикой стала иной: наука вынуждена защищать позиции России в географическом разделении труда и объективную необходимость экспортно­ импортных связей, что является своего рода откликом на утрированное представление об экономическом суверенитете нашей страны как автаркии, похожей на северокорейскую доктрину чучхе. Однако вопросы оптимизации внутреннего потребления и экспорта ТЭР по-прежнему остаются актуальными. Если рассматривать топливные ресурсы только в натуральных показателях (не касаясь финансовых отношений), то можно констатировать, что достигнутые к 2020 г. пропорции в их добыче и использовании являются для национальной экономики вполне приемлемыми, при этом учтем возможность исправления существующего «перекоса» в сторону экспорта нефтепродуктов по мере роста их внутреннего потребления, а также необходимость осторожного отношения к увеличению вывоза за границу угля (табл. 1). Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года разработана с учетом достигнутых положительных пропорций в части нефти и газа, но сохранила сомнительную, на наш взгляд, тенденцию роста экспорта угля и нефтепродуктов. Стратегия принята в середине 2020 г. до чрезвычайных обстоятельств по антироссийскому курсу США, Канады и европейских стран. Если учесть данные обстоятельства, то целесообразно ориентироваться на допустимо минимальные объемы добычи энергоресурсов и максимальную их переработку — из тех, что указаны в Стратегии (табл. 2). ©Лаженцев В. Н., 2023 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz