Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 90-103. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 90-103. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ организаций в России, по подсчетам Росстата, составил 11,9 %, а в добывающем секторе — лишь 7,8 %. Это много ниже не только показателей технически сложных производств (машиностроения, нефтепереработки, металлургии, химии, фармацевтики), где он колеблется вдиапазоне 25-50 %, но даже отраслей легкой, пищевой и резинотехнической промышленности с их 14-20 %15. Любопытным в этой связи представляется опыт Норвегии, имеющей с Россией ряд сходных черт. На Арктику в обеих странах приходится значительная часть не только территории, но также населения и ВВП; национальные экономики, вопреки декларированным политическим целям, глубоко зависят от нефтегазового сектора. В то же время, подходы норвежцев, даже если говорить только о ТЭКе, представляются существенно более ориентированными на инновационное развитие. Прежде всего, Норвегия стремится также стать глобальным климатическим лидером. Власти страны всемерно наращивают экспортную добычу углеводородов, в том числе на заполярном шельфе, чтобы заполнить освободившуюся российскую нишу на европейском рынке, но целенаправленно снижают их внутреннее потребление — развивают ветроэнергетику, электрифицируют морской и автотранспорт. По состоянию на март 2023 г. в стране с населением 5,5 млн чел. имелось 640,3 тыс. электромобилей плюс 198,4 тыс. гибридов16— мировой рекорд в пересчете на душу населения. Применительно к нефтегазовой отрасли низкоуглеродный переход означает глубокую, сложную трансформацию. По плану, ее нетто-выбросы парниковых газов (на которые приходится свыше половины общенационального объема) должны к 2030 г. сократиться на 50 %, а к 2050 г. — до нуля. Норвегия занимает передовые позиции по разработкам в области электрификации шельфовых платформ из возобновляемых источников, бесплатформенной добычи, захоронения парниковых газов на шельфе. «Традиционная» нефтегазодобыча, в свою очередь, служит машиностроителям полигоном для постоянного внедрения инноваций с хорошим экспортным потенциалом. Каждый проект, реализованный на арктическом шельфе (Снёвит, подводная компрессия на Осгарде, Голиат, Оста Ханстеен, модернизация Норне, Йохан Кастберг), становился не только событием региональной жизни, но и национальным технологическим прорывом. 15 Уровень инновационной активности организаций (с 2010 г.). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 21.05.2023). 16 Elbilbestand URL: https://elbil.no/om-elbil/elbilstatistikk/elbilbestand/ (дата обращения: 16.05.2023). Оператором на всех этих месторождениях, кроме Голиата, выступала государственная компания «Эквинор» (прежнее название «Статойл»). Весьма характерно, что за всю историю нефтегазовой промышленности индивидуальные налоговые льготы были предоставлены только проекту Снёвит, и в итоге он оказался едва ли не самым проблемным. В остальных случаях норвежское государство стимулировало нефтяников вместе с подрядчиками искать нестандартные эффективные решения, что позволило сформировать мощные национальные и региональные кластеры. Северная Норвегия, позднее присоединившись к процессу, активно в нем участвует [32, с. 55-56]. Региональная промышленная ассоциация «Петро Арктик», первоначально созданная под проект Снёвит, в дальнейшем неуклонно расширяла объемы поставок нефтегазовому сектору, а сейчас, переименованная в «Арктик энерджи партнерз», много работает и с предприятиями ветроэнергетики на Севере Норвегии и в Гренландии. В регионе действуют 12 ветровых электростанций, фабрика по производству электрических батарей и др.17 Университеты в заполярных Тромсё и Будё выполняют по заказам нефтяников большие объемы исследований в области геологии, физики моря, техники для холодного климата и др. Пример Норвегии наглядно свидетельствует, что наличие обильных природных ресурсов при грамотном подходе является мощным рычагом для инноваций как собственно в ресурсном, так и в смежных отраслях. При этом арктические регионы могут достаточно успешно участвовать в процессе, выступая в качестве не только реципиентов, но и поставщиков технологий. Проблемы создания цифровой инфраструктуры Еще один обязательный компонент инновационной системы — доступная и надежная инфраструктура. Все арктические страны уделяют особое внимание ее развитию как важному фактору повышения качества жизни северян, а в североамериканской Арктике и средству ликвидации признаваемых властями глубоких различий в уровне оснащенности Севера благами цивилизации [33]. В контексте инновационного развития в цифровую эпоху наиболее актуально развертывание систем высокоскоростной связи. При этом в Арктике, с учетом специфики прохождения 17 См. сайт ассоциации URL: https://arcticenergy.net/arctic-energy- partners (дата обращения: 18.03.2023). © Криворотов А. К., 2023 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz