Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 90-103. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 90-103. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ Почти все государства относят наращивание арктических исследований к числу приоритетных задач (цитируя расхожее норвежское выражение, «самой сердцевины»4) своей политики в регионе. Исключение составляют лишь Россия и США, которые фактически рассматривают НИОКР как средство достижения политических целей более высокого уровня, причем у американцев таких целей всего две — национальная безопасность и климат. Исландия, единственная из всех, не имеет комплексной программы арктических исследований, но считает ее скорейшее принятие важной государственной задачей [18, р. 6]. Ряд научных и практических направлений упоминаются практически повсеместно. По очевидным причинам высоким интересом пользуется комплексное наблюдение и изучение экологической ситуации в Арктике, особенно климатических изменений и их влияния на биосистемы, условия жизни и здоровье населения, техносферу. С этим тесно связаны текущие гидрометеорологические наблюдения, прогнозирование погоды и опасных природных явлений. При сохранении ведущей роли ресурсных отраслей (добычи полезных ископаемых и рыболовства) везде особо упоминаются поддержка традиционных промыслов коренных жителей и развитие арктического туризма. Россия в этом отношении находится вполне в русле общемировых тенденций. В то же время иные прикладные задачи научно технического развития АЗРФ отражены в п. 14 б) Основ государственной политики в достаточно общем виде: «разработка и внедрение технологий, имеющих критически важное значение для освоения Арктики, в том числе для решения задач в области обороны и обеспечения общественной безопасности, разработка материалов и техники для применения в арктических условиях»5 (сходные задачи имеются также в канадской и финской стратегиях). В п. 13, посвященном экономике, не упоминаются новые производства. Для сравнения, стратегические документы зарубежных стран содержат целый ряд весьма конкретных приоритетов отраслевого развития, прикладных исследований и разработок: - возобновляемая энергетика, включая морскую (США, Канада, Норвегия); - добыча минералов из недр морского дна (Норвегия); - экономика знаний (США, Канада); - инновационная «синяя экономика», включая низкоуглеродный морской транспорт и биопроспектинг (Канада, Исландия, Норвегия); 4 Meld. St. 7 (2011-2012). Nordomradene. Visjon og virkemidler. Oslo: Det Kgl. Utenriksdepartment, 2011. S. 14, 19, 35. - промышленные испытания техники в условиях холодного климата (Швеция); - космические исследования с помощью арктических космодромов Эсрэндж и Аннёйа, станций приема спутниковых сигналов, радаров сканирования магнитосферы (Швеция, Норвегия); создание центра геопространственных технологий в Инувике (Канада); - судостроение, включая строительство дизельных ледоколов (Финляндия); - международная логистика в Арктике, перевалка транзитных грузов (Финляндия, Норвегия); - поставка экологичной техники для предприятий базовых отраслей промышленности (Швеция); - международное продвижение национального опыта устойчивого развития в сфере туризма, лесного хозяйства, цифровых решений, «чистых технологий» и биоэкономики (Финляндия); - военно-прикладной мониторинг оперативной обстановки в Арктике (США); - поставки товаров и услуг военным объектам (Норвегия) и др. [18-22]. В таких странах, как Швеция, Норвегия и Финляндия, наличие уникальных знаний, технических решений и ноу-хау для Севера рассматривается как важное национальное конкурентное преимущество, требующее государственной поддержки и маркетинга. Благодаря ему северные фирмы, «поднявшись» на выполнении заказов для предприятий крупных инвесторов, могут впоследствии самостоятельно выходить на зарубежные рынки с нишевыми продуктами в арктическом исполнении. Неслучайно в финской арктической стратегии наука рассматривается в комплексе с экономическим развитием. Задача выявления и четкой фиксации потенциальных «точек роста» в Арктике представляется высоко актуальной и для России, особенно в условиях свертывания Западом научного сотрудничества как по двусторонним линиям, так и в рамках профильных организаций (Международный арктический научный комитет, Университет Арктики, Международная ассоциация арктических социальных наук и др.). Топливно-энергетический комплекс как «локомотив» инноваций Другой значимый вопрос инновационного развития связан с инициаторами нововведений, создающими на них запрос, имеющими потенциал и мотивацию для их внедрения. В новаторской, яркой статье [23] А. Н. Пилясова и В. А. Цукермана предпринята масштабная попытка приложения теории «длинных волн» к специфичной 5 Указ Президента Российской Федерации от 05 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // СЗ РФ. 2020. № 10. Ст. 1317. © Криворотов А. К., 2023 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz