Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 90-103. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 90-103. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ [8]. С этой точки зрения сейчас наблюдается подъем очередной волны, формирование нового технологического и мирохозяйственного укладов, что резко актуализирует потребность в инновациях [9, с. 182-185]. Овладение прорывными технологиями, которые на ранней стадии демонстрируют возрастающую отдачу, дает шанс странам-аутсайдерам быстро и экономично сократить отставание от лидеров и превзойти их. Соответственно, борьба за влияние в мире все более переходит в плоскость борьбы за «смыслы» — базовые технологии нового уклада, определение стандартов и направлений их развития, культурно-идеологические ценности, повестки и терминологии научных дискуссий и международных переговоров и др. В этой связи, в качестве основного метода анализа в статье используются межстрановые сопоставления, включая углубленное изучение актуальных отраслевых и национальных кейсов инновационного развития. Результаты Инновационная система: функционирование и целеполагание На данном направлении перед нашей страной, и не только ее Арктической зоной (АЗРФ), стоят масштабные задачи. Отечественные специалисты отмечали в качестве серьезной проблемы «несформированность целостной национальной инновационной системы» [10, с. 5]. Достаточно сказать, что принятая в 2011 г. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года2 осталась в значительной мере нереализованной и прекратила действие без замены3. При этом в Арктике, с 2022 г. в полной мере вовлеченной в глобальное противостояние Запада с Россией и КНР, действуют самые технически передовые страны. Некоторое представление об остроте и характере этой конкуренции дают международные сравнительные оценки. Это, в частности, рейтинги инновационности от агентства «Блумберг» и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), рейтинг готовности стран к внедрению фронтирных технологий, публикуемый Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), и рейтинг по индексу экономической сложности (ИЭС) от одноименной обсерватории, вышедшей из недр Массачусетского технологического института в США. ИЭС, рассчитываемый по особой методике [11], колеблется в диапазоне от -3 до +3 и тем выше, чем больше доля редкой, уникальной продукции в экспорте страны или региона. Он достаточно хорошо (R2= 0,5) коррелирует с рейтингом ВОИС. В таблице 1 приведены позиции стран, имеющих статус Постоянных членов и Постоянных наблюдателей Арктического совета, в самых свежих на данный момент «постковидных» рейтингах. Они отличаются как по охвату стран, так и по применяемым методикам — в глаза бросаются, в частности, серьезные расхождения в оценках позиций Сингапура, США, России или Великобритании. Тем не менее, зарубежные арктические и интересующиеся Арктикой страны устойчиво занимают в них верхние места, далеко опережая Россию. Добавим, что в рейтинге ВОИС большинство упомянутых государств отнесены к числу имеющих высокие доходы, за исключением России и КНР (средние доходы, верхняя категория) и Индии (средние доходы, нижняя категория). Практически все страны при этом демонстрируют более высокую инновационную активность, чем ожидаемая, кроме опять же России, а также Италии, Испании и Польши, у которых она соответствует средней [12, р. 5]. Таблица 1 Арктические страны и Постоянные наблюдатели в Арктическом совете в международных рейтингах инновационности Рейтинг Bloomberg, 2021, 60 стран ВОИС, 2021, 132 страны ЮНКТАД, 2022, 166 стран ИЭС, 2021, 131 страна Место Индекс Место Индекс Место Индекс Место Индекс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Южная Корея 1 90,49 5 59,3 6 0,94 3 1,82 Сингапур 2 8 57,8 3 0,96 6 1,74 Швейцария 3 87,60 1 65,5 4 0,94 2 1,94 ФРГ 4 86,45 10 57,3 7 0,92 5 1,81 Швеция 5 86,39 2 63,1 2 0,99 8 1,54 Дания 6 86,12 9 57,3 16 0,89 27 1,02 Финляндия 8 84,86 7 58,4 8 0,92 13 1,42 2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации 3 Медовников Д. «Стратегия инновационного развития» провалилась. на период до 2020 года // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216. Новую стратегию лучше пока не писать // Ведомости. 2022. 22 июля. © Криворотов А. К., 2023 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz