Север и рынок. 2023, № 2.

ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ enterprises, public agencies, and subsidized private entities. The novelty of the study lies in addressing phenomena that have received insufficient attention in Russian research while considering international practices. The practical relevance of the study lies in its potential application to strategic planning for innovation-driven growth in the Arctic. Further research should seek to identify and closely study specific challenges of the Russian Arctic innovation system in comparison with international best practices in order to provide concrete practical recommendations. Keywords: innovation systems, Arctic, Russia, R&D, priorities, fiber optics For citation: Krivorotov A. Innovation process in the Arctic: Global trends and key issues in Russia. Sever i rynok:formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 90-103. doi:10.37614/2220-802X.2.2023.80.006. СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 90-103. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 90-103. Введение Президентскими указами от 21 и 27 февраля 2023 г. были внесены небольшие, почти «точечные», но значимые изменения в Основы государственной политики России в Арктике и Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации (далее АЗРФ) на период до 2035 года1. Наше внимание привлекли две поправки в п. 10 Основ государственной политики, где к ее основным направлениям, в частности, отнесены: а) комплексное социальное и экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, а также развитие ее инфраструктуры; б) развитие науки и технологий в интересах освоения и инновационного развития Арктики (новые элементы выделены, курсив наш. — Авт.). Эти формулировки отражают характер современной эпохи, когда технологические и организационные инновации, наряду с эффективным задействованием всего национального экономического потенциала, служат залогом успеха в международной конкурентной борьбе, принимающей все более сложный и ожесточенный характер. В отличие от некоторых других поправок (например, об организации мониторинга вечной мерзлоты), в них не заметны признаки корпоративного лоббизма, а выражена общеполитическая воля, что, кроме очевидных достоинств, связано и с практической сложностью — нет организаций, имеющих соответствующие, конкретно очерченные цели и готовые программы действий. В этой связи представляется актуальным анализ международного опыта внедрения инноваций в Арктике, включая и декларации, и реальную практику. Не претендуя на комплексное рассмотрение темы, настоящая статья ставит своей целью выявление некоторых значимых тенденций и проблемных моментов инновационного развития Арктики, требующих особого внимания и дальнейшего изучения. Новизна исследования состоит в анализе явлений, слабо освещенных в отечественной научной литературе, в сопоставлении с примерами из мировой практики. В первой части статьи рассматриваются организационно-управленческие проблемы 1Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 г. № 112 «О внесении изменений в Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ). 2023. № 9. Ст. 1463; Указ Президента Российской функционирования инновационного процесса в целом. Во второй — важнейшие отраслевые аспекты, касающиеся проектов в сфере энергетики и телекоммуникаций. В заключении сделаны выводы и рекомендации для дальнейшей работы. Теоретическая основа и методы исследования. Национальные и региональные инновационные системы В качестве теоретической основы при рассмотрении данной проблемы естественным образом выступает концепция национальных и региональных инновационных систем, лежащая на стыке инноватики как управленческой дисциплины и эволюционной экономической географии. Идейно она восходит еще к кластерной теории М. Портера, обнаружившего положительные системные эффекты для региональной конкурентоспособности от высокой территориальной концентрации предприятий основной и смежных с ней отраслей [1, с. 170-179]. В последние два десятилетия, по мере развертывания нового этапа научно-технического прогресса (НТП), внимание к данной проблематике неуклонно возрастает. Серьезный вклад в ее изучение внесли ученые арктических стран — Б. О. Люндвалль (Швеция), Р. Нельсон (США), Б. Асхейм, А. Исаксен, М. Сульхейм (Норвегия), а также К. Фриман (Великобритания), Р. Бочма (Нидерланды) и др. [2-6]. Региональная инновационная система предполагает наличие институциональных, деловых и неформальных связей между государственными, научными учреждениями и бизнесом, благодаря которым на территории постоянно идет процесс взаимного обучения, возникают, распространяются и коммерциализируются инновации, позволяя свернуть с наезженной колеи [7, p. 28]. По мнению многих современных авторов (в нашей стране эту тему наиболее последовательно разрабатывает академик С. Ю. Глазьев), процессы, происходящие в мировой экономике, хорошо описываются известной теорией Н. Д. Кондратьева о «длинных волнах» научно-технического развития Федерации от 27 февраля 2023 г. № 126 «О внесении изменений в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645» //СЗ РФ. 2023. № 10. Ст. 1655. © Криворотов А. К., 2023 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz