Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 74-89. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 74-89. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕКТОРОВ И РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ Ягоды Грибы Другая лесная продукция ■ Не собираю совсем ■ Собираю только для личного потребления ■ Собираю для личного потребления и на продажу ■ Собираю только на продажу Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Занимаетесь ли Вы сбором ягод, грибов и другой лесной продукции (иван-чай, лекарственные растения, березовый сок, кора и т. п.)?» по видам недревесной лесной продукции, % Анализ результатов опроса показал, что большей популярностью у населения региона пользуется сбор грибов (рис. 3). Так, большинство опрошенных (почти 82 %) собирают грибы, чуть меньшее число опрошенных такие ягоды, как брусника, черника, клюква, незначительное число респондентов собирают другую лесную продукцию (березовый сок, гриб чага, бересту). Если оценивать ответы о количестве собираемых грибов и ягод в среднем в течение одного сезона, то наиболее часто встречающиеся ответы (модальные значения) распределились следующим образом: грибы — 10 кг, черника — 10 л, брусника — 10 л, клюква — 10 л, морошка — 10 л, шиповник — 5 кг, березовый сок — 5 л, гриб чага — 5 кг, береста — 5 кг. Большинство респондентов (55,1 %), которые собирают ягоды и грибы только для личного потребления, в качестве причин, по которым они не собирают ягоды и грибы для продажи, указали следующие: нет времени, мало свободного времени, нет необходимости, собирают только для себя, нет желания, не хотят продавать, не позволяет возраст, нет здоровья, чтобы собирать много ягод и грибов, не с кем ездить в лес; 20,4 % отметили, что в нашей местности слишком мало ягод; 17,1 % — в нашей местности слишком мало грибов; чуть более 14 % — не устраивают закупочные цены пунктов приема местной потребкооперации и индивидуальных предпринимателей; около 10 % — сложно найти покупателей и 9 % — поблизости отсутствуют пункты приема дикоросов (рис. 4). Грибы В1,Б% Брусника 6Б,8% ЧЕрника Б5,г% Клюква 61,4% М орош ка 5D,9% Шиповник 32,3% Другие ягоды 16,0% Б е р е з о в ы й сок 13,0% Гриб чага 9,5% Бе ре ста 4,1% Другое S,Z% Рис. 3. Доля собирающих дикоросы и другую недревесную лесную продукцию от общего числа респондентов по видам, % © Коптев С. В., Сидоровская Т. В., Соколова Е. С., Воловик О. А., 2023 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz