Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 74-89. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 74-89. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕКТОРОВ И РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ Степень участия населения в сборе дикорастущих ягод и грибов отличается по странам. В России 54 % населения собирают грибы и ягоды (46 и 38 % соответственно) [15]. Сфера дикоросов является основой традиционного уклада сельских жителей и сельской экономики. Ежегодно более 17 млн россиян заготавливают дикоросы впрок для личных нужд, а более 5 млн человек получают свой доход от их заготовки и реализации. В Европе 20,7 % домохозяйств собирают дикие ягоды, 19,7 % — дикие грибы [10; 11]. Популярность грибов в Швеции, Финляндии и Норвегии растет. Это связано с развитием микологии, целенаправленной популяризацией культуры потребления грибов в домашней и ресторанной кухне. В Дании интерес к дикоросам, особенно к грибам, ниже, что связано с отсутствием традиций потребления и наличия ограничений по сбору [18]. В ходе изучения результатов проведенных исследований нами выявлены ограничения для сбора дикоросов. Так, М. Туртиайнен и др. [11] к сдерживающим факторам к сбору дикоросов относят негативные ассоциации, связанные с бедностью / голодом; ограниченность временного ресурса у людей в условиях высокого темпа жизни; загрязнение окружающей среды; необходимость наличия техники и денежных средств. Н. Буланже- Лапуан и др. [14] выделяют такие факторы, как труднодоступность и удаленность «ягодных / грибных» мест, а также правовые ограничения. А. Р. Набиева считает, что «стабильность объемов заготовок дикорастущих плодоягодных культур и лесных грибов в значительной мере зависит от урожайности, на которую влияют погодные условия, не каждый год благоприятные» [19]. А. А. Максаев, О. В. Каурова, В. Ю. Дианова и др. указывают, что развитие рынка дикоросов сдерживается сокращением работоспособного сельского населения, слабой мотивацией к заготовительной деятельности и утратой навыков по сбору дикоросов в крупных объемах [20]. Сравнивая каналы сбыта собранных ягод и грибов как в Российской Федерации, так и в странах ЕС, выделяют два канала — внутренний (продажа «на дороге», на фермерских рынках, знакомым, местным переработчикам) и внешний (в пунктах сбора для последующего вывоза за пределы региона и/или страны). Одним из исторически сложившихся каналов заготовки и сбыта дикоросов в РФ является потребительская кооперация, которая в современных условиях представлена потребительскими обществами и союзами в составе «Центросоюза». Потребительская кооперация имеет опыт в работе с дикоросами, владеет огромной сбытовой сетью заготконтор, расположенных в сельской местности. Этот опыт сбора, заготовки, переработки и обратной логистики, несомненно, надо использовать и учитывать. Авторы обзора КМПГ «Рынок дикоросов в России: высокий потенциал и низкий уровень развития»1, исследователи М. Ридль, В. Ярский, Д. Гарденер и др. [10], указывают на наличие «серого» рынка, необлагаемого налогом дохода организаторов сбора дикоросов. Подводя итог, авторами сделан вывод о наличии достаточно большого количества исследований в разных странах, в том числе в Российской Федерации, по изучению и оценке использования пищевых ресурсов леса. Вместе с тем исследования носят фрагментарный, разнородный характер, касаются решения различных проблем, комплексных исследований по оценке потенциала НДПЛ не обнаружено. Статистические данные по объему собираемых и перерабатываемых на территории РФ НДПЛ отсутствуют, в продуктовых балансах данных по дикоросам нет. Исследований по типологии российских сборщиков, причинам, проблемам и поведенческим аспектам сбора дикоросов на северных территориях РФ, в частности в Архангельской области, не проводилось, что не даёт эмпирической основы для определения роли и степени использования потенциала НДПЛ. Методы На первоначальном этапе исследования авторами был применен анализ документов, в том числе качественный контент-анализ. По тематике исследования отбирались материалы — статьи, обзоры, статистические данные, в том числе продуктовые балансы, — за период с 2020 по 2021 гг., на основе которых изучалась степень проработанности проблемы, выявлялись имеющиеся пробелы в знаниях. Для оценки потенциала пищевых ресурсов леса в развитии агролесоводства в Архангельской области авторы в сентябре-октябре 2020 г. провели маркетинговое исследование «Оценка использования ресурсов недревесной лесной продукции населением Архангельской области». Методом исследования явился опрос на основе анкетирования. Выборочная совокупность формировалась на основе представленности районов Архангельской области на рынке дикоросов, 1Обзор КМПГ: Рынок дикоросов в России: высокий потенциал и низкий уровень развития. URL: https://ru.investinrussia.com/data/files/sectors/ru- ru-wild-growing-herbs-in.pdf. © Коптев С. В., Сидоровская Т. В., Соколова Е. С., Воловик О. А., 2023 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz