Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 55-73. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 55-73. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕКТОРОВ И РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ Представленные результаты важны для анализа реального сектора экономики и планирования увеличения количества хозяйствующих субъектов, расширения рынка сбыта, в том числе логистики, обеспечения оленеводческих хозяйств оборудованием и технологиями, помогающих увеличению объема продукции и повышению ее качества. Все сказанное свидетельствует о практической значимости представленного исследования. Результаты анализа предложений продукции северного оленеводства в регионах Крайнего Севера РФ в социальных сетях позволяют сделать вывод о росте спроса на данную продукцию традиционного питания коренных арктических сообществ и выявить определенные тенденции в потребительском спросе. Во-первых, повышается физическая доступность продукции оленеводства и происходит адаптация ассортиментного ряда продукции арктического традиционного питания в экономическом и культурном пространствах «неаборигенных» жителей. Во-вторых, «мода» на Арктику становится катализатором развития арктического гастрономического туризма, который, в свою очередь, создает важные предпосылки для экономического роста сельских арктических территорий. Стоит также отметить, что повышение активности арктических предпринимателей в сети Интернет в отношении предложения и реализации своей продукции может быть следствием не только общего тренда по переходу на новые торговые площадки, но и последствием ограничений, введенных в период пандемии, за время которой население привыкло заказывать товары и услуги через Интернет. Вместе с тем расширение товарооборота в информационном онлайн-пространстве открывает новые возможности для развития технологий сбора, обработки и анализа больших данных с целью изучения «живых» практик прямых продаж продукции традиционного хозяйства коренных народов российской Арктики в социальных сетях. В перспективе это может стать предпосылкой для применения других цифровых технологий — Интернета вещей, облачных сервисов, цифровых платформ. Монетизация больших данных позволит всем хозяйствующим субъектам увеличивать прибыль и снижать издержки за счет прогнозного моделирования, что особенно актуально на рынке скоропортящихся продуктов, в том числе на рынке оленины. Перспективами исследования может стать применение анализа больших данных в отношении рынка оленеводства для управления продажами продукции оленеводства, составления индивидуальных предложений (оценка спроса и предложения в разрезе как регионов, так и отдельных видов продукции), а также анализа степени распространения «моды» на Арктику. Список источников 1. Пация Е. Я. Традиционная саамская пища в восприятии и оценках переселенцев на Кольском полуострове // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история. Апатиты: КНЦ РАН, 2009. С. 99-112. 2. Есида А. Культура питания гыданских ненцев (интерпретация и социальная адаптация): автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1997. 29 с. 3. Андронов С. В., Богданова Е. Н., Лобанов А. А. идр. Продовольственная безопасность коренных народов Арктической зоны Западной Сибири в условиях глобализации и изменения климата. Архангельск: КИРА, 2020. 375 с. 4. Григулевич Н. И. Питание как важнейший механизм этнокультурной адаптации // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001. С. 147-194. 5. Похлебкин В. В. Национальные кухни народов мира. М.: Центроглиф, 2004. 638 с. 6. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 г. № 132-П. 7. Krugman P. Increasing returns, monopolistic competition, and international trade // Journal of International Economics. 1979. 9. P. 469-479. 8. Fujita M., Krugman P., Venables A. J. The spatial economy: cities, regions, and international trade. Massachusetts, London: The MIT Press Cambridge, 1999. 367 p. 9. Осиновский В. Продукция оленеводства и условия сбыта // Карело-Мурманский край. Л., 1928. № 8. С. 10-12. 10. Волков С. Г., Власова Т. К. Обеспечение продовольственной безопасности в северных регионах мира // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 11. С. 74-79. 11. R0nning L. Entrepreneurship among Sami reindeer herders // International handbook of research on indigenous entrepreneurship. 2007. Jun 26. 232. URL: https://doi.org/10.4337/9781781952641. 12. Heikkinen H. Neo-entrepreneurship as an adaptation model of reindeer herding in Finland // Nomadic peoples. 2006. Dec 1. 10 (2). P. 187-208. 13. Johannesen A. B., Skonhoft A. Livestock as insurance and social status: Evidence from reindeer herding in Norway // Environmental and resource economics. 2011. Apr. 48. P. 679-694. 14. Reinert E. S. The economics of reindeer herding: Saami entrepreneurship between cyclical sustainability and the powers of state and oligopolies // British Food Journal. 2006. Jul 1. © Богданова Е. Н., Иванова М. В., Симашко Т. В., 2023 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz