Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 55-73. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 55-73. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕКТОРОВ И РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ исторически сложившимися связями на основе географической близости со Скандинавскими странами. С целью анализа ассортиментного ряда продукции северного оленеводства в объявлениях, размещенных в сети Интернет, были идентифицированы и разделены на группы (подмножества) оленеводческие продукты, предлагаемые производителями в арктических регионах: «Мясо оленя и части туши оленя», «Блюда из оленины» и «Способ переработки оленины с целью получения готового продукта». Результаты статистического анализа подмножества «Мясо оленя и части туши оленя» представлены в табл. 1. Таблица 1 Подмножество «Мясо оленя и части туши оленя» Ключевые слова Значимость Поддержка Частотность оленина 69,32708798 6544 9299 филе 19,58569744 234 370 рог 59,20787531 232 339 стейк 5,39732105 221 310 субпродукт 1,835127698 148 279 оленья шкура 63,30467575 118 156 лёгкое 17,31311274 91 125 копыто 9,474707368 90 110 вырезка 5,853088082 88 93 рубец 3,387086167 65 207 туша 1,202617049 63 72 каре 1,648899725 59 72 ребро 8,045195309 50 63 медальон 0,954050493 39 53 халяльная оленина 2,255044245 5 5 грудной отруб оленины 1,925827394 2 2 оленьи сухожилия 1,876796353 2 2 Высокие значения показателей поддержки и значимости свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью в арктическом регионе пользуются: мясо оленя (оленина — 6544 / 69,32708798, филе — 234 / 19,58569744, стейк — 221 / 5,39732105, вырезка — 76 / 5,853088082), субпродукты (субпродукт — 148 / 1,835127698, легкое — 91 / 17,31311274, рубец — 65 / 3,387086167). Вместе с этим отметим большое количество предложений продуктов, вызывающих интерес у туристической индустрии, для изготовления сувенирной продукции: рог (232 / 59,20787531), оленья шкура (118 / 63,30467575), копыто (90 / 9,474707368). В то же время зародился спрос на оленину как халяльный продукт, что открывает новые перспективные рынки сбыта. Частотность упоминаний наименований продуктов в текстах также свидетельствует о высокой популярности продукции и коррелирует с коэффициентом поддержки. Необработанная оленина длительное время была чуждым продуктом для неаборигенного населения арктического региона. В начале XX в. многочисленные попытки органов власти познакомить население страны с данным продуктом не увенчались успехом. В. Осиновский в книге «Продукция оленеводства и условия сбыта» (1929) рассказывает о том, что мороженая оленина оказалась не востребована в Ленинграде даже после ее частичной обработки (соление): «В 1922-23 году Госторгом была направлена в Ленинград партия оленины в 1000 пудов. Реализовать это мясо оказалось чрезвычайно затруднительным. Сдали мясо на холодильник, здесь оно долго пролежало, попортилось, и было продано за бесценок. 1924-25 году Ловозерский кооператив заготовил около 2200 пудов оленины и доставил ее в г. Мурманск. Мясо не пошло. Пришлось его солить. Но и это не помогло. Вся партия сгнила и была вывезена в залив. Убыток от этой операции составил 8-10 тысяч рублей. В 1925 году Севзапсоюз отправил в Ленинград Пищетресту для колбасного производства небольшое количество оленины специальной разделки без костей по ничтожной цене 3 рубля за пуд. Дальнейших заказов, однако, не последовало. В том же году было отправлено 100 кгр. Жирсиндикату по цене 2 рубля за пуд для выработки жира. Результаты неизвестны. Наконец, этот ценнейший во вкусовом отношении продукт, в количестве 2-3 бочек был отправлен... в зоологический сад для кормления хищных зверей» [9, с. 12-15]. Позже, в конце XX в., оленина стала частью рациона питания геологов, а не только участников арктических экспедиций. Этот факт ослабил ее позиционирование как «пищевого наполнителя», которое распространялось промышленностью Кольского Севера. © Богданова Е. Н., Иванова М. В., Симашко Т. В., 2023 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz