Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 55-73. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 55-73. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕКТОРОВ И РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ малого бизнеса в арктическом регионе России, фактически не изучен. Многие исследователи при изучении рынка оленеводства акцентируют внимание на изучении рынка пантового оленеводства [36], чья продукция обеспечивала прибыльность как экспортеров - оленеводческих хозяйств (особенно в ЯНАО и НАО [3]), так и предприятий, занимающихся глубокой переработкой данной продукции. Устойчивое развитие арктического туризма привело к формированию «моды» на Арктику и, как следствие, к повышению спроса на продукцию оленеводства. По наблюдениям И. В. Логунцовой, массовый спрос на арктический туризм начал формироваться только с начала 2000-х гг. [66]. Это стало предпосылкой для продвижения продукции оленеводства в информационном пространстве и, соответственно, появления большого количества предложений о реализации продукции оленеводства в социальных сетях. Феномен распространения данной продукции с помощью продаж в сети Интернет является новым «витком» эволюции маркетинговых стратегий производителей и дополняет традиционный товарообмен на национальных ярмарках, популярность которых была обусловлена неразвитой транспортной системой, распыленностью спроса и предложения [67, c. 9]. Еще одним фактором, влияющим на «выход» арктических этнических предпринимателей в интернет-пространство с предложениями своих товаров и услуг, стала мотивация получить доход. Американский социолог А. Лайт пришел к выводу, что убеждение, будто бы этничность важнее, чем выгода, является глубоким заблуждением [68]. В рамках нашего исследования визуализация результатов анализа предложений о реализации продукции оленеводства в сети Интернет проведена с помощью инструментов платформы PolyAnalyst: на основе статистических моделей автоматически построен граф, демонстрирующий географические локации, то есть субъекты РФ из АЗ РФ, которые представлены на интернет-рынке продукции оленеводства (рис. 2). ф Ижемский район ф Прилузский район Воркута Ф Инта Республика Коми >Сибирь I Россия Ямальский район Надым ф _ Новый Уренгой Надымский район Тазовский район ф Ноябрьск Ф ф Агареа Приуральский район ф Архангельская область Салехард Ф — красноярский кр ^ I 1 t ^,Мурманская область Архангельск w ф Арктикат*ри^ерка Кольский район Таймыр ф W Ф Л Красноярск JP Анадырь ф ™ ф~ Г Якутск Мурманск Петрозаводск 0 Ловозерскпй район Рис. 2. Географические локации, представленные на интернет-рынке продукции северного оленеводства, на основе анализа массивов больших данных (составлено авторами на основе анализа данных в программе PolyAnalyst) На основании визуализации результатов статистического анализа в форме графа можно сделать вывод, что арктические регионы, наиболее активно использующие возможности информационных коммуникаций для продвижения своей продукции на внутреннем региональном и межрегиональном рынках: Мурманская область, ЯНАО, Республика Коми, Чукотский автономный округ. Именно в этих регионах отмечена высокая маркетинговая активность в разрезе нескольких районов и населенных пунктов, которые отображены на графе. Следует отметить, что связь между количеством предложений о продаже продукции оленеводства в сети Интернет и объемом арктических оленеводческих хозяйств не очевидна. Регионы с наибольшим поголовьем северных оленей (ЯНАО, НАО, Чукотский автономный округ, Красноярский край — Таймырский полуостров) сопоставимы по количеству интернет-предложений о продаже оленины с «малооленными» регионами (Мурманская область, Республика Коми и Республика Карелия). Этот феномен можно объяснить степенью периферийности [69] арктических регионов, различием уровня инфраструктурной обустроенности их региональных пространств и логистической связанностью с другими субъектами РФ, а также © Богданова Е. Н., Иванова М. В., Симашко Т. В., 2023 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz