Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 55-73. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 55-73. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕКТОРОВ И РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ новые логистические возможности для экспорта оптовых партий продукции сельскохозяйственных производственных кооперативов. Наряду с этим отмечается и рост малого бизнеса, осуществляющего производство, переработку и экспорт продукции оленеводства в арктических регионах. Например, в ЯНАО в 2022 г. 26 % (около 600 т) от общего объема оленины было заготовлено личными оленеводческими хозяйствами [48]. В Мурманской области проблема сбыта продукции практически решена за счет повышенного спроса на продукцию оленеводства на внутреннем рынке и ее выхода на сегменты рынка «элитной» мясной продукции (например, выпуск халяльных продуктов из оленины для Татарстана, Москвы и др.). Вслед за концепцией «пространственной экономики» А. Г. Гранберга [49], можно предположить, что такое перенасыщение локальных рынков северных регионов продукцией оленеводства стимулирует трансформационные тенденции в экономическом пространстве и конвергенцию регионов Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ) и других российских регионов в общее рыночное пространство. Активное развитие инновационных информационных коммуникаций с последующим преобразованием межрегионального рынка товаров и услуг способствует созданию предпосылок для новых производственных возможностей в арктическом регионе. Соответственно, изучение тенденции продвижения продукции арктического оленеводства с помощью прямых продаж в интернет-пространстве становится актуальной научной проблемой. Более того, обзор литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что товародвижение продукции оленеводства изучается исследователями преимущественно на основе статистических данных об оптовых продажах, в то время как динамично развивающийся рынок продукции северного оленеводства в интернет- пространстве остается без внимания. Вместе с тем анализ распространения цифровых технологий в АЗ РФ, проведенный В. И. Бывшевым, И. А. Пантелеевой, Д. И. Усковым, И. В. Писаревым, Т. С. Торточаковой, подтверждает, что «по состоянию на 2019 г. доступ к сети "Интернет" в организациях регионов Арктической зоны России практически соответствует среднему по стране» [50, c. 86]. Более того, с 2021 г. активно развиваются государственные проекты цифровизации северного оленеводства. Это обеспечивает доступность социальных сетей для населения арктического региона и создает благоприятные условия для проведения исследований на основе массивов больших данных. * «Инстаграм» принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ. Целью исследования стало изучение предложений о реализации продукции оленеводства в сети Интернет для определения регионов Крайнего Севера РФ, наиболее активно использующих возможности информационных коммуникаций для продвижения своей продукции на внутреннем региональном и межрегиональном рынках, и анализа ассортиментного ряда продукции арктического традиционного питания. Новизной данного исследования стало применение методов сбора и анализа больших массивов данных (big data), что позволяет обеспечить значительный охват данных и дополнить первичную информацию о сегменте рынка прямых продаж продукции оленеводства в социальных сетях, который не отражен в официальной статистике, представляющей агрегированные данные. Материалы и методы Материалом исследования послужили сообщения в сети Интернет (преимущественно в социальных сетях), которые тематически связаны с реализацией продукции оленеводства в регионах Крайнего Севера РФ (Мурманская область, Республика Коми, Республика Карелия, НАО, ЯНАО, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ). Источники данных: российская социальная сеть «ВКонтакте» (https://vk.com/) , «Телеграм» ( telegram.org) , «Одноклассники» (odnoklassniki.ru ), «Твиттер» ( twitter.com) , «Инстаграм»* (instagram.com ), Facebook** ( facebook.com ), YouTube (youtube.com) и др. Период выгрузки данных — с 18.09.2021 по 19.09.2022. В рамках исследования были использованы методы анализа массивов больших данных (big data), то есть структурированных или неструктурированных данных больших объемов и значительного многообразия, обрабатываемых горизонтально масштабируемыми программными инструментами с целью использования их для формирования статистики, анализа, построения прогнозов и принятия решений [51]. Учитывая текстоцентричный анализ современного социогуманитарного знания [52], в ходе исследования был проведен текстовый анализ неструктурированных данных в социальных сетях (social mining) [53]. Согласно классификации методов анализа больших данных, рекомендованной McKinsey Global Institute [54], в ходе анализа массива больших данных использованы следующие методы: 1) методы класса Data Mining [55; 56]: обучение ассоциативным правилам, регрессионный анализ (расчет показателя значимости); 2) в рамках использования обоих **Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ. © Богданова Е. Н., Иванова М. В., Симашко Т. В., 2023 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz