Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 55-73. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 55-73. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕКТОРОВ И РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ рыночной торговли, связавшего ее с тем, что «потребители предпочитают разнообразный выбор брендов» [7]. Высказанная мысль объясняет и стремление производителей в северных регионах сформировать бренд северной оленины как продукта, обладающего уникальными свойствами для потребителей. Сейчас можно констатировать накопление достаточного экспортного потенциала, который создал предпосылки для расширения межрегиональной торговли продуктами оленеводства в России. Трансформировав идеи П. Кругмана и применив их не к межстрановой, а к межрегиональной торговле (что вполне оправданно, учитывая масштабы субъектов РФ), можно объяснить это явление «эффектом внутреннего рынка», который гласит, что при прочих равных условиях в состоянии равновесия страна (в нашем случае — регион) с большим спросом на продукт должна производить больше, чем пропорциональная доля этого продукта, и быть его нетто-экспортером [8]. Осознание того, что северные регионы могут стать нетто-экспортерами продукции оленеводства, сформировалось у органов власти еще в начале XX в., когда были предприняты централизованные поставки этой продукции в другие страны и российские регионы. Однако попытки Госторга наладить экспорт оленины с Кольского полуострова на внутренний российский рынок в 1914-1925 гг. были охарактеризованы В. Осиновским как «досадная неудача» [9, с. 10-12]: 3200 пудов оленины, поставленной в Мурманск и Ленинград, оказалось невостребованным. В итоге мясо было либо выброшено в залив как испортившееся, либо реализовано в колбасное производство «за бесценок», либо скормлено хищным зверям в зоологическом саду. Объяснение такой ситуации можно найти в отсутствии «моды» на традиционные арктические продукты питания, которые воспринимались мигрантами и населением других регионов как незнакомые и непривычные. В начале XXI в. рынок северного оленеводства динамично растет как ответ на глобальную угрозу продовольственной безопасности [10] и развитие арктического этнического предпринимательства в арктических государствах: Швеции [11], Финляндии [12], Норвегии [13; 14], Гренландии [15], США (Аляска) [16], Канаде [17; 18] и России [19-23]. Анализ рынка оленины в российских северных регионах изучается преимущественно на основе данных об оптовых продажах продукции оленеводства [24-28]. В статье Г. М. Гриценко и О. В. Лобановой проанализирован спрос на мясо оленины на потребительском рынке территорий Крайнего Севера и разработана структура товародвижения оленины [29]. В ряде работ изучен экспортный потенциал продукции северного мясного оленеводства и анализ схем закупки и первичной переработки сырья [30; 31]. Особое внимание уделяется рынку отечественного пантового оленеводства [32-35], потенциальный объем которого составляет около 355 т ежегодно [36]. В частности, в работе И. С. Поповой и Е. Ф. Шараховой проведен маркетинговый анализ биологически активных добавок к пище на основе сырья пантового оленеводства [37]. Немногими работами, в которых акцент сделан на деятельности оленеводческих фермерских хозяйств, являются работы В. Н. Марецкой и А. Ю. Марецкой [38] на примере Мурманской области и О. П. Коломиец [39] на примере Чукотского автономного округа. Одним из ключевых вопросов, поднимаемых исследователями, является проблема продовольственной безопасности населения арктического региона [40], в том числе доступности продуктов традиционного питания (оленины, северной рыбы) для жителей данных территорий. Это создает риски для адаптации населения к изменяющимся условиям арктических сред [41; 42] и другие глобальные риски [43]. Соответственно, изучение доступности продукции оленеводства в настоящее время сохраняет свою актуальность и представляет научный интерес для рассмотрения вопроса социальной и экономической адаптации аборигенного и неаборигенного населения российской Арктики. В настоящее время межрегиональный экспорт продукции оленеводства значительно расширился в связи со смещением акцентов в национальной политике в сторону поддержки традиционных видов хозяйствования коренных народов и сохранения традиционного образа жизни, неотъемлемой частью которых является потребление продуктов оленеводства и рыболовства. Существенно и то, что многие научные исследования подтверждают ценные свойства оленины для адаптации человека к экстремальным условиям Арктики [44-46]. Это стимулирует людей, живущих и работающих на арктических территориях, делать продукты оленеводства частью своего регулярного рациона питания. Таким образом, сложились важные предпосылки для развития арктического этнического предпринимательства и расширения экспортного потенциала данной продукции из Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и частично из Ненецкого автономного округа (НАО) в страны Европейского союза (до 2022 г.), а сейчас для полного перевода экспортных потоков на внутренний рынок. Наибольшая доля в объеме поставок принадлежит оптовым экспортерам. В то же время в НАО, где в 2022 г. произведено 1300 т оленины [47], решают проблему с «затоваренностью рынка» и ищут © Богданова Е. Н., Иванова М. В., Симашко Т. В., 2023 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz