Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 55-73. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 55-73. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕКТОРОВ И РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ Abstract. Reindeer products have become an integral element of the culture of indigenous peoples in the Arctic region, playing a significant role in human adaptation to extreme climatic conditions. This study investigated the online sales offerings of reindeer products to identify the Far North regions in Russia that most actively use information and communication technologies to promote their products in the domestic regional and interregional markets. It also aimed to analyze the range of traditional Arctic food products. The research methodology drewon the theoretical approaches of the spatial economics byA. G. Granberg and the free trade theory by P. R. Krugman. Methods for analyzing big data based on social media data mining were applied. The study utilized messages on the Internet related to the sale of reindeer products in Russia's Far North regions in 2021-2022. The novelty of this study lies in the implementation of big data collection and analysis methods. It required adapting the PolyAnalyst platform to the needs of a specific research field and improving the analysis methodology. The analysis of online sales offerings revealed the most active Arctic regions: the Murmansk region, the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, the Komi Republic, and the Chukotka Autonomous Okrug. The growing interest in the Arctic has contributed to the formation of awide range of ready-made dishes and venison processing methods, also becoming a catalyst for growth in Arctic food tourism. This creates important conditions for the economic growth of rural Arctic territories. Online platforms expand opportunities for Arctic ethnic entrepreneurship by overcoming the relative isolation of Arctic economic systems and providing a venue for selling products on the Internet. Consequently, future research prospects involve using big data analysis of the reindeer husbandry market to develop measures for managing the sales of reindeer products. Keywords: Russian Arctic, venison market, indigenous peoples of the North, Arctic ethnic entrepreneurship, adaptation, big data, data mining Acknowledgments: this study was supported by a grant from the Russian Science Foundation (Project No. 22-28-01554 titled "Developing Risk Models for the Sustainable Development of the Traditional Economy of the Indigenous Peoples of the Arctic Region of Russia's European North in the Context of Climate Change"). For citation: Bogdanova E. N., Ivanova M. V., Simashko T. V. Big data analysis as a tool for analyzing the market of reindeer products made in the North of Russia. Sever i rynok:formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 55-73. doi:10.37614/2220-802X.2.2023.80.004. Введение На протяжении тысячелетий в географических пространствах формировался тип питания, который позволял населению выбирать из окружающей среды те биологические ресурсы, которые обеспечивали процессы жизнедеятельности даже в экстремальных условиях [1]. В арктическом регионе продукция оленеводства стала таким неотъемлемым элементом культуры и традиционного питания северных коренных народов, который внес значимый вклад в поддержание здоровья и необходимого уровня адаптации человека [2] к суровым климатическим условиям. Опыт арктических экспедиций показал, что выжить в экстремальных условиях удавалась только тем экспедициям, которые сделали ставку на использование местных продуктов питания [3]. По наблюдениям Н. И. Григулевич, «устойчивость пищевого комплекса связана, во-первых, с устойчивостью хозяйственной деятельности, во-вторых, с устоявшимися нормами потребления, "вписанными" в конкретную этнокультурную реальность» [4]. Это можно считать предпосылкой для формирования у этих народов традиционных кулинарных навыков и обычаев, переросших в единое кулинарное направление, которое можно назвать субарктическим (заполярным) [5]. Знания о традициях аборигенного населения по вопросам питания в данной географической среде оказались востребованы и среди мигрантов, которые адаптировались к новым условиям арктического региона. Сложившийся к началу XXI в. механизм передачи этнокультурной информации в российской Арктике был обусловлен миграционными процессами, особенностями формирования постоянного населения и развития логистической инфраструктуры северных регионов. Объясняя причины длительной ассимиляции традиционного питания с рационом мигрантов, Е. Я. Пация отметила, что «большой наплыв населения в новые города, сменяемость временных мигрантов, снабженческая политика, направленная на европейский тип питания, отсутствие доступной информации о пользе региональных продуктов питания тормозили этот процесс. Оленину употребляли отдельные группы городского населения, профессионально ориентированные на контакты с коренными жителями региона и природной средой» [1, с. 100]. В настоящее время можно наблюдать изменение трендов благодаря реализации государственной политики в отношении устойчивого развития коренных народов Севера, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов [6]. Расширение мер поддержки национальной культуры создало благоприятные условия для формирования «моды» на Арктику и, соответственно, на традиционные продукты питания (в том числе на оленину) арктических народов. Популярность данной продукции привела к повышению спроса и, соответственно, расширению предложения на внутренних рынках северных регионов. Это вполне соответствует концепции П. Кругмана (1979) о предпосылках для обеспечения свободной © Богданова Е. Н., Иванова М. В., Симашко Т. В., 2023 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz