Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 38-54. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 38-54. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕКТОРОВ И РЫНКОВ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ Рис. 14. Производительность труда в горнодобывающем секторе арктических регионов РФ, тыс. руб/чел. Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/ document/13204 (дата обращения: 09.01.2023) Таблица 6 Трудовой потенциал горнодобывающего сектора арктических регионов РФ Регион 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Ненецкий автономный округ 1,000 1,000 0,960 1,000 1,000 Ямало-Ненецкий автономный округ 0,745 0,739 0,825 0,831 0,763 Чукотский автономный округ 0,520 0,484 0,526 0,383 0,410 Мурманская область 0,198 0,157 0,522 0,299 0,223 Примечание. Источник: составлено авторами на основе: Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 09.01.2023). Инфраструктурный потенциал арктических регионов РФ В рассматриваемый период плотность железных дорог (на 10000 кв. м территории) в арктических регионах не изменилась. В Мурманской области показатель составлял 60 км, в Ямало-Ненецком автономном округе — 6 км. Ненецкий и Чукотский автономные округа не имеют железнодорожной инфраструктуры. По плотности автомобильных дорог на 1000 кв. м. территории по арктическим регионам лидирует Мурманская область (табл. 7). Самыми низкими показателями плотности автомобильных дорог характеризуется Чукотский автономный округ. Во всех рассматриваемых арктических регионах показатели продемонстрировали положительную динамику. Показатели инфраструктурного потенциала арктических регионов представлены в табл. 8. Наилучшие показатели инфраструктурного потенциала среди арктических регионов продемонстрировала Мурманская область. Минимальные значения инфраструктурного потенциала характерны для Чукотского и Ненецкого автономных округов, в которых отмечается недостаточное развитие транспортных коммуникаций. Основную роль в данных регионах из-за климатических условий и удаленности от центра играют воздушный и водный транспорт [20; 21]. Таблица 7 Плотность автомобильных дорог арктических регионов РФ, имеющих твердое покрытие (на 1000 кв. м территории) Регион 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Мурманская область 23,0 23,0 24,0 24,0 24,0 Ямало-Ненецкий автономный округ 3,0 3,1 3,3 3,5 3,6 Ненецкий автономный округ 1,4 1,5 1,6 1,6 1,7 Чукотский автономный округ 1,2 1,2 1,2 1,2 1,3 РФ 62,0 63,0 64,0 64,0 65,0 Примечание. Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/ 210/document/13204 (дата обращения: 09.01.2023). © Цукерман В. А., Горячевская Е. С., 2023 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz