Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 175-188. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 175-188. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ или подсистем, жизнестойкости в разрезе способности социальной системы: а) предвидеть возмущающие воздействия; б) готовиться к ним; в) реагировать на них и г) восстанавливаться в ответ на внешние вызовы [24; 28; 35]. Кроме того, нами были использованы методические разработки А. Н. Пилясова и В. А. Молодцовой для количественной оценки жизнестойкости арктических городов [38]. Учитывая то, что логика формирования, развития и жизнедеятельности сельских поселений отличается от городов, и Арктика здесь не исключение, подход А. Н. Пилясова и его коллег может быть применим лишь до некоторой степени и, соответственно, нуждается в модификации с учетом задач нашего исследования. Так, субиндекс внутренней пространственной структуры, очевидно, невалиден для оценки жизнестойкости сельских поселений в связи со специфически «городским» составом его индикаторов. В то же время два других субиндекса — «местоположение» и «гибкость» городских систем — вполне могут быть использованы с некоторыми модификациями. В результате нами выделяется три субиндекса для расчета интегрального показателя жизнестойкости северных сельских поселений: а) местоположение; б) локальная экономика» в) потенциал сообщества. Учитывая, что и К. Фостер, и А. Н. Пилясов широко применяют показатели, базирующиеся на статистических данных, совсем исключать их из методики расчета, несмотря на неполноту официальной статистики, не представляется целесообразным. В нашем случае мы использовали статистическую информацию из открытых источников в том случае, если она корреспондировала с качественными оценками экспертов и консенсусным мнением информантов, представляющих местное сельское сообщество. В случае заметного расхождения официальной статистики с экспертными оценками и содержанием полевых материалов, мы отдавали предпочтение последним. Для расчета каждого субиндекса использовалось несколько индикаторов, каждый из которых был нормализован в безразмерный частный индекс, значения которого укладываются в диапазон [0; 1], по формуле Ri = (Xi-Xmin) / (Xmax-Xmin), где Ri — значение индекса для i-го поселения, Xi — значения показателя (в единицах измерения) для i-го поселения, Xmax — наибольшее значение показателя (в единицах измерения) из n выборки поселений, Xmin — наименьшее значение показателя (в единицах измерения) из n выборки поселений. Конструирование шкал для конкретных индикаторов предварялось процедурой классификации поселений по соответствующему индикатору. Далее каждому классу поселений методом экспертных оценок присваивалось определенное числовое значение [39]. При этом значения определялись на отрезке от 0 до 1 с шагом, равным 1/ к-1, где к — число классов поселений. Результаты В советские годы основной отраслью экономики на островных и прибрежных территориях Архангельской области было сельское хозяйство. В деревнях дельты реки Северная Двина и побережья Онежского полуострова выращивали овощи, производили молочные продукты, которые поставлялись в Архангельск и другие областные города. На побережье были хорошо развиты рыбная и лесная промышленность, а также социальная инфраструктура. Практически в каждой деревне имелись детские сады, школы, поликлиники, предприятия жилищно-коммунального хозяйства. С переходом к рыночной экономике большинство колхозов и совхозов разорились. Сокращение аграрного производства привело к трудовой миграции в города. Постепенно уменьшалась численность местного населения (табл. 1). Сегодня сельское население обследованных деревень имеет повышенную долю людей пенсионного возраста и меньшую долю лиц трудоспособного возраста, молодежи и детей. Наряду с малолюдностью, географической особенностью рассматриваемых территорий является их удаленность от областного центра, отсутствие развитой дорожной сети и круглогодичного автомобильного сообщения. В период навигации, с начала мая по конец октября, связь островных территорий с городом Архангельском осуществляется речным транспортом, а в зимнее время — по ледовым переправам. В советские годы регулярность и частота речных перевозок пассажиров поддерживалась государством. В связи с массовым оттоком сельского населения в города речные перевозки стали не рентабельны и сегодня сохраняются за счет дотаций из местного бюджета. К деревням МО «Пертоминское» на Летнем берегу Онежского полуострова доставка пассажиров и грузов осуществляются один раз в месяц теплоходом «Беломорье». Основным круглогодичным способом сообщения между Пертоминском, Лопшеньгой и Летней Золотицей является малая авиация, которая сегодня субсидируется из регионального бюджета, что повышает доступность этого вида транспорта для большей части сельского населения побережья. © Ненашева М. В., Максимов А. М., 2023 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz