Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 160-174. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 160-174. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ к одному из видов: демографические, экономико географические, инфраструктурные. Также представлен основанный на указанных в методических рекомендациях критериях авторский алгоритм определения ОНП, который позволяет упростить процесс выбора ОНП. 3. Выявлено, что во всех регионах ЕСР уже сформированы перечни ОНП и прилегающих к ним территорий. При этом их количество в каждом субъекте РФ варьируется от 24 единиц в Вологодской области до 4 в Ненецком автономном округе. На основе проведенной автором выборки ОНП по критериям людности и удаленности от других населенных пунктов и последующего сравнения этих данных с официально утвержденными перечнями ОНП установлено, что во всех регионах присутствуют небольшие расхождения. В частности, в Мурманской области 3 ОНП не соответствуют показателям людности, в Ненецком автономном округе — 4 населенных пункта. В Архангельской, Мурманской, Вологодской областях и Республике Карелия ряд ОНП не соответствует требованиям по расстоянию от более крупных городов или от других ОНП. Также выявлено, что почти в каждом из регионов часть ОНП не подходит по критерию динамики численности населения за последние пять лет, темпы убыли которой не должны превышать 5 %. Серьезную проблему представляет и несоответствие большинства ОНП требованиям наличия необходимой социальной, транспортной, инженерной, информационно коммуникационной инфраструктуры. 4. Одним из главных барьеров практического использования официально утвержденных методических рекомендаций является то, что они имеют достаточно общий характер. Российская Федерация — это огромная по территории страна, при этом заселена она крайне неравномерно. Вместе с тем исследование показало, что если строго придерживаться хотя бы 3 из 8 критериев отбора, то в каждом регионе число ОНП будет явно недостаточно для решения задач обеспечения сбалансированного пространственного развития страны. На наш взгляд, представляется целесообразной разработка дополнительных критериев определения ОНП с учетом природно-климатических особенностей и социально-экономических тенденций развития субъектов РФ. Также некоторым упущением методических рекомендаций является отсутствие иерархии ОНП. Предполагается, что все они должны предоставлять одинаковый набор социальных и административных услуг для жителей прилегающих территорий. Вместе 6 INKAR — Indikatoren und Karten zur Raum- und Stadtentwicklung. URL: www.inkar.de. с тем различные товары и услуги с разной периодичностью востребованы у населения. В данном контексте, на наш взгляд, следует рассмотреть вопрос создания ОНП разного уровня. К примеру, базовые ОНП должны будут удовлетворять основные нужды населения (например, здравоохранение, общее образование, наличие предприятий розничной торговли и сферы услуг), а центры более высокого уровня обеспечивать потребности, которые возникают периодически или отличаются узкопрофильностью. В данном случае можно привести опыт Словении, где особое внимание уделяется городам как центрам развития регионов страны. Основой городской системы расселения является полицентрическая сеть, включающая центры международного, национального, регионального и межмуниципального значения [20]. Использование данного подхода позволит создать единую систему ОНП, где каждое поселение предоставляет определенный набор услуг для жителей прилегающих территорий. Серьезным барьером для практического использования методических рекомендаций выступает и дефицит статистических данных в разрезе населенных пунктов. Информация преимущественно имеется лишь по муниципальным образованиям, соответственно, крайне проблематично оценить уровень обеспеченности населения социальными, жилищно-коммунальными и бытовыми услугами, хотя данные требования являются одним из критериев отбора ОНП. При этом, учитывая происходящие в ходе муниципальной реформы процессы объединения муниципальных образований, можно предположить, что доступной статистической информации о малых городах, селах и поселках в скором времени станет еще меньше. Одним из направлений решения данной проблемы, на наш взгляд, может стать создание единой системы мониторинга социально экономических показателей развития ОНП. Одним из таких примеров является опыт Германии, где Федеральным институтом исследований в области строительства, городского развития и пространственного развития (BBSR) проводится мониторинг около 600 показателей, характеризующих условия проживания в стране. На основе этих данных создан интерактивный онлайн-атлас INKAR6, который позволяет проводить сравнения показателей не только в городах, но и в сельской местности на предмет обеспеченности необходимой инфраструктурой. В частности, сервис содержит информацию о динамике численности населения, наличии ©Секушина И. А., 2023 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz