Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 160-174. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 160-174. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ (-2,2 %). Во всех остальных поселениях показатели варьируются от -5 до -14,1 %. В Республике Карелия также в большинстве ОНП (в 9 из 16) людность снизилась более чем на 5 %. В Республике Коми аналогичная ситуация наблюдается с городами Инта, Печора и поселком городского типа Троицко-Печорск. В Архангельской области как минимум половина ОНП также не соответствует заданным параметрам. Можно было бы предположить, что такая ситуация обусловлена суровыми климатическим условиями, именно поэтому убыль населения в ОНП данных субъектов РФ столь велика. Однако в Вологодской области, которая расположена южнее и имеет более мягкий климат, также в списке ОНП присутствуют города и поселки, где численность населения в 2018-2022 гг. сократилась более чем на 5 % В частности, в их число входят города Белозерск (-5,9 %), Устюжна (-5,7 %), Харовск (-6,5 %), поселки городского типа Вохтога (-7,1 %) и Чагода (-5,6 %). Одним из ключевых критериев утверждения населённого пункта в качестве ОНП является то, что более половины его жителей должны быть обеспечены доступом к объектам социальной, транспортной, инженерной, информационно-коммуникационной инфраструктуры. Важность соблюдения данного требования сводится к самой сути создания ОНП. Ведь ключевая их роль как раз и заключается в том, чтобы на базе имеющейся в ОНП инфраструктуры население одного или нескольких муниципальных образований было обеспечено в полной мере социально-бытовыми услугами. Детальный анализ по каждому официально утвержденному ОНП на предмет их соответствия требованиям обеспеченности инфраструктурными объектами выходит за рамки настоящего исследования (отчасти из-за крайне скудной статистической информации в разрезе поселений). Вместе с тем даже на первый взгляд вполне очевидно, что далеко не все ОНП удовлетворяют заявленным критериям отбора. К примеру, в Вологодской области в некоторых селах практически отсутствуют системы центрального теплоснабжения и канализации (например, в селах им. Бабушкина, Кичменгский Городок, Верховажье, Никольск и др.). Профессиональные образовательные организации представлены лишь в некоторых относительно крупных городах, а в селах и поселках они фактически отсутствуют. Также в методических рекомендациях говорится о том, что людность ОНП должна составлять не более 100 % от совокупной численности населения поселений, расположенных на прилегающих территориях. Данный момент является несколько парадоксальным и вызывает определенные вопросы. Не совсем ясно, что делать в ситуации, когда людность ОПН, к примеру, составляет 4 тыс. чел., а в населенных пунктах, расположенных вокруг него на расстоянии 50 км суммарная численность населения превышает данное значение. Данный критерий, с одной стороны, понятен, ведь если количество жителей прилегающих территорий будет превышать людность ОНП, то вероятно, что инфраструктура самого «опорного» поселения вряд ли справится с нагрузкой. С другой стороны, в методических рекомендациях говорится о том, что в случае, если расстояние между двумя или несколькими ОНП по дорогам общего пользования составляет менее 50 км, то рекомендуется выбрать только один ОНП. В целом можно заключить, что в методических рекомендациях обозначены требования к выбору ОНП, которые, как показывает практика, не всегда соблюдаются. Вместе с тем в самом документе обозначено, что для территорий с высокой или низкой плотностью населения, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, или в случае отсутствия круглогодичной связи между прилегающими территориями и ОНП допустимо отклонение от обозначенных критериев. Выводы Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. 1. На основе анализа научной литературы обосновано, что формирование и развитие ОНП выступает одним из инструментов обеспечения сбалансированного пространственного развития страны и ее регионов. При этом сама идея создания сети опорных поселений не является новой: как показывает зарубежный и отечественный опыт советской эпохи, ранее данный подход широко использовался на практике. На наш взгляд, в настоящее время в России однозначно положительным моментом является смещение фокуса внимания с развития преимущественно агломераций и крупных городов на развитие малых форм поселений, обеспечение в них достойного уровня жизни населения. На решение данной стратегически важной для страны задачи и направлены разработанные и официально утвержденные Методические рекомендации по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий. 2. В результате критического анализа данного документа установлено, что одним из его недостатков является отсутствие системности изложения ключевых критериев выделения ОНП, что затрудняет использование методических рекомендаций на практике. В целом можно обозначить 8 ключевых признаков отбора ОНП, при этом каждый из них условно можно отнести ©Секушина И. А., 2023 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz