Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 160-174. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 160-174. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ достаточно устоявшейся городской системой расселения. Однако для региона характерно усиление концентрации жителей в крупных городах, что влечет за собой стягивание в одну точку других факторов производства и, соответственно, снижение интенсивности хозяйственных и социальных внутрирегиональных взаимодействий [31]. В постсоветский период в субъектах Европейского Севера наблюдался массовый миграционный отток населения, который был обусловлен снижением уровня жизни населения на фоне стагнации экономики и деградации социальной сферы [2]. Часть компенсаторных механизмов проживания в суровых природно-климатических условиях, которые раньше стимулировали граждан страны жить и работать на Севере, была отменена. Соответственно, изменилась и структура расселения в рассматриваемых регионах. Так, в Республике Коми и Вологодской области увеличилась доля населения, проживающего в крупных и больших городах, и сократилась доля жителей средних и малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов (табл. 2). В Архангельской области уменьшилась доля населения, проживающего на селе, в Республике Карелия — доля жителей небольших городов и ПГТ. Единственным регионом, где в структуре расселения сократилась численность населения крупных городов, является Мурманская область, что обусловлено снижением людности города Мурманска, который за период 1989-2022 гг. потерял почти 40 % жителей. Формирование сети ОНП призвано снизить темпы сжатия освоенного пространства российских территорий и тем самым повысить устойчивость системы расселения субъектов Российской Федерации. Уже в 2021 г. заместитель председателя Правительства РФ М. Ш. Хуснуллин в своем выступлении на Петербургском экономическом форуме обозначил курс во внутренней политике государства на развитие не только агломераций, но и малых населенных пунктов. При это политик отметил, что в каждом регионе должно появиться от 15 до 30 опорных пунктов, которые будут отличаться более высоким качеством жизни населения5. Исходя из официально утвержденных Методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий всего можно выделить 8 ключевых признаков, по которым населенный пункт может быть отнесен к категории ОНП. На наш взгляд, условно данные критерии можно разделить на три блока (рис. 1). Отметим, что в документе критерии выделения ОНП изложены в виде списка, и с практической точки зрения, на наш взгляд, им не хватает системности. Представляется целесообразным определить некоторый алгоритм, поскольку на каждом этапе часть населенных пунктов будет отсеиваться, что может значительно упростить процесс выбора ОНП. В целом алгоритм формирования перечня ОНП в каждом регионе может выглядеть следующим образом: 1) выборка населённых пунктов с численностью населения от 3 до 50 тыс. чел.; 2) на основе геоинформационных данных (к примеру, сервиса Яндекс-карты) составление матрицы расстояний по автомобильным дорогам между выбранными населенным пунктами, а также городами с численностью населения свыше 50 тыс. чел.; 3) исключение населенных пунктов, расположенных на расстоянии менее чем 50 тыс. км от населенного пункта с людностью более 50 тыс. чел.; 4) исключение населённых пунктов, входящих в состав городских агломераций, согласно нормативно-правовым документам; 5) оценка динамики численности населения за последние пять лет и выборка поселений с темпами ее снижения, не превышающими 5 %; 6) выбор ОНП по остальным критериям: наличие круглогодичной транспортной связи с административным центром; необходимой социальной, жилищно-бытовой, информационно­ коммуникационной инфраструктуры; территорий для перспективной застройки; 7) в случае, если несколько ОНП расположены на расстоянии менее 50 км друг от друга и удовлетворяют данным требованиям, выбор одного ОНП, обладающего наибольшим потенциалом. Анализ нормативно-правовых документов регионов ЕСР позволяет заключить, что в каждом из них в настоящее время сформированы перечни ОНП и прилегающих к ним территорий (рис. 2). Самое большое количество ОНП в Вологодской области — 24, из которых 10 являются малыми городами, 4 — поселками городского типа, 9 — селами, 1 — поселком. Меньше всего ОНП в Ненецком автономном округе — всего 4 населенных пункта: 2 села и 2 поселка. В рамках настоящего исследования на материалах регионов ЕСР изучены списки официально утвержденных ОНП, параллельно с этим проведена первичная выборка ОНП по критериям людности и удаленности от других населенных пунктов, затем проведено сравнение полученного эмпирическим путем перечня с официально утвержденными в субъектах РФ. Рассмотрим более подробно полученные результаты. 5 Качество жизни в РФ будут повышать с помощью «опорных пунктов» // Сайт «Интерфакс». URL: https://www.interfax.ru/business/770567. ©Секушина И. А., 2023 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz