Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 133-145. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 133-145. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА И АРКТИКИ обеспеченностью арктических экономик — «системы модельного и программного инструментария, позволяющей анализировать сценарии развития региональных рынков труда и систем подготовки кадров [30, с. 129]». Реализуется такая технология в виде «процесса выявления потенциальных угроз кадровому обеспечению территориальных социально-экономических систем и разработки соответствующих управляющих решений по предотвращению таких угроз или снижению их негативных последствий [31, с. 127]». Второй приоритет включает усиление взаимодействия в системе профессионального образования региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, работодателей, НИИ, а также обучающихся и их родителей, педагогических работников и организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Среди актуальных мер реализации приоритета — создание «публичной платформы профессионального образования с целью размещения запросов на целевое обучение участниками реализации инвестиционных проектов и территорий опережающего развития»14. Такой элемент системы рекрутинга позволит эффективно решить вопросы нехватки кадров15 за счет трансляции информации о востребованных профессиях для всех заинтересованных участников и формирования системы ранней профориентации и популяризации рабочих профессий16. Одним из элементов такой системы должны стать региональные программы молодежной практики, суть которых состоит во временном трудоустройстве безработных граждан из числа выпускников учреждений ВПО, СПО, НПО, организованном в целях содействия приобретению практического опыта работы. Такая программа успешно реализовывалась в Мурманской области в 1999-2001 гг., 2007-2009 гг. и 2013-2015 гг.17. Выпускники имели возможность приобрести первый трудовой опыт с помощью государственной службы занятости, которая компенсировала расходы работодателей на организацию временных рабочих мест для проведения стажировки молодых специалистов. Молодежная практика позволяла с минимальными финансовыми затратами оценить профессиональные качества молодого специалиста на рабочем месте, а по окончании практики получить работника, уже прошедшего адаптацию. Ожидаемым социально-экономическим эффектом реализации приоритетов в сфере использования трудового потенциала российской Арктики станет снижение уровня безработицы среди молодежи, социальная защита молодежи при кризисных экономических ситуациях, повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Заключение Интегральная оценка качества трудового потенциала регионов российской Арктики по авторской методике позволила выявить проблемы в сфере его формирования, текущего состояния и использования, а также определить основные направления управляющего воздействия на структурные составляющие качества трудового потенциала российской Арктики. Обосновано, что приоритет государственного управления в сфере формирования и текущего состояния трудового потенциала российской Арктики на федеральном уровне связан с повышением эффективности функционирования районной системы оплаты труда. Приоритеты государственного управления в сфере использования трудового потенциала российской Арктики включают совершенствование единой государственной системы мониторинга арктических рынков труда и перспектив развития отраслей арктических экономик, а также повышение роли межорганизационного взаимодействия участников системы профессионального образования и арктических рынков труда. Список источников 1. Корчак Е. А. Трудовой потенциал северных регионов в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике / Ин-т экон. проблем Кольского науч. центра РАН. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2017. 174 с. 2. Якшибаева Г. В. Трудовой потенциал Республики: количественно-качественная характеристика // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2007. № 3 (44). С. 68-75. 3. Попов А. В. Качество трудового потенциала Вологодской области в ракурсе 20-летних наблюдений // Проблемы развития территории. 2019. № 1 (99). С. 87-106. DOI: 10.15838/ ptd.2019.1.99.6. 14 Вызовы и перспективы российского рынка труда. URL: https://roscongress.org/news/vyzovy-i-perspektivy-rossijskogo-rynka-truda/ (дата обращения: 29.04.2022). 15Подготовка квалифицированных кадровдля инвестпроектов вАрктике. URL: https://roscongress.org/materials/podgotovka-kvalifitsirovannykh- kadrov-dlya-investproektov-v-arktike/ (дата обращения: 03.05.2022). 16Там же. 17 Постановление Правительства Мурманской области от 25 января 2013 г. № 25-ПП «Об организации временной занятости безработных граждан из числа выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования — «Молодежная практика». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/murmansk/459149/. © Корчак Е. А., 2023 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz