Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 133-145. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 133-145. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА И АРКТИКИ Приоритеты государственного управления развитием трудового потенциала российской Арктики Современный этап социально-экономического развития регионов российской Арктики регулируют Стратегия развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» и ФЗ РФ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ»13. Анализ этих документов показывает, что они носят весьма общий характер, поскольку в них практически не содержатся конкретные мероприятия с результирующими показателями, по которым можно судить об эффективности реализации государственной арктической политики, в том числе в отношении угроз снижения качества трудового потенциала [27, с. 159-160; 28, с. 26-35]. На основе выявленных в ходе нашего исследования проблем в процессах формирования, текущего состояния и использования трудового потенциала в регионах российской Арктики разработаны научно­ практические рекомендации по формированию приоритетов государственного управления его развитием. Поскольку вопросы оплаты труда формируют все уровни сконцентрированных в трудовом потенциале взаимосвязей и взаимоотношений, приоритетом государственного управления в сфере формирования и текущего состояния трудового потенциала российской Арктики на федеральном уровне является совершенствование преференциального режима на основе переработки Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 и ежегодных единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а именно: - законодательное закрепление концептуальных основ систем оплаты труда, предусматривающих в том числе обеспечение качественного воспроизводства трудового потенциала, платежеспособный спрос населения арктических регионов, ответственности работодателей за реализацию прав работника в социально-трудовой сфере; - законодательное закрепление установления размеров должностных окладов работников бюджетной сферы в соответствии с размерами прожиточного минимума трудоспособного населения в региональном разрезе в регулирующих системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений и организаций нормативно-правовых документах; - законодательное закрепление всех аспектов районного регулирования оплаты труда — государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих в регионах российской Арктики, — в территориальном разрезе: 1) процентной надбавки и районного коэффициента, дополнительных ежегодных отпусков и оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно работнику и членам его семьи; 2) гарантий предоставления медицинской помощи, а также актуализация нормативов объёмов медицинской помощи и нормативов штатной численности медицинских организаций по узким специалистам в соответствии с транспортной доступностью арктических поселений; 3) гарантий предоставления жилой площади по соответствующим нормам по месту работы и безвозмездных субсидий на строительство жилья; 4) гарантий в сфере занятости населения; 5) компенсаций для лиц, обучающихся в высших и средних учебных заведениях в части районного регулирования стипендий. Ожидаемым конечным результатом реализации данного приоритета станет расширение, прежде всего, за счет роста трудовых доходов населения возможностей качественного формирования трудового потенциала регионов российской Арктики. Приоритеты в сфере использования трудового потенциала регионов российской Арктики подразумевают совершенствование государственной системы мониторинга арктических рынков труда и соответствующих перспектив развития отраслей арктических экономик, а также актуализацию роли межорганизационного взаимодействия участников системы профессионального образования. Первый приоритет подразумевает совершенствование системы мониторинга долгосрочной потребности в специалистах для ведущих отраслей социальной сферы и экономики [29, с. 197]. Одним из решений здесь может стать внедрение в такую систему разработанной научным коллективом Института информатики и математического моделирования ФИЦ КНЦ РАН технологии информационно­ аналитической поддержки управления кадровой региональной сети подготовки кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО на основе создания региональной площадки сетевого взаимодействия (РПСВ). URL: http://profedutop50.ш/sites/defaul1/files/depositary/Мурманская%20обла сть_0.pdf (дата обращения: 29.04.2022). 13 Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»; © Корчак Е. А., 2023 Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"»; Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.01.2023). 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz