Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 133-145. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 133-145. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА И АРКТИКИ в пространственном аспекте: практически 50 % ВУЗов и СУЗов обеспечивают уровень подготовки кадров, не соответствующий требованиям региональных экономик. По данным Росстата9, в структуре безработных Чукотского АО 57,3 % составляют граждане с высшим профессиональным образованием (ВПО); со средним профессиональным образованием (СПО) в Мурманской области — 52 %, в Ненецком АО — 43,3 %. Уровень безработицы среди выпускников образовательных организаций 2016-2020 гг. выпуска, имеющих СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, в Ненецком АО составляет 20,7 %, в Ямало-Ненецком АО — 16,7 %, в Мурманской области — 12,7 % при среднем по России уровне 8,9 % (табл. 6). Выпускников образовательных организаций 2016-2020 гг. выпуска, имеющих СПО по программам подготовки специалистов среднего звена, — 12,5; 3,6; 5,1 и 8 % соответственно. Таблица 6 Показатели трудоустройства выпускников образовательных организаций арктических регионов России, 2016-2020 гг. выпуска*, 2021 г. Показатель Ненецкий АО Мурманская область Ямало­ Ненецкий АО Чукотский АО Уровень безработицы среди выпускников, имеющих СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, % 20,7 12,7 16,7 2,5 Уровень безработицы среди выпускников, имеющих СПО по программам подготовки специалистов среднего звена, % 12,5 5,1 3,6 5,8 Уровень безработицы среди выпускников, имеющих ВПО, % 2,1 3,7 2,4 8,6 Уровень безработицы среди выпускников образовательных организаций 2016-2020 гг. выпуска, % 9,2 6,2 4,1 6,5 Удельный вес выпускников, устроившихся на первую работу, связанную с полученной профессией, % 44,8 63,2 67,1 74,6 *Федеральное статистическое выборочное наблюдениетрудоустройства выпускников, получившихсреднеепрофессиональное ивысшее образование. URL: https://gks.ru/free_doc/new_srte/population/trud/rtog_trudoustr_2021/index.html (дата обращения: 03.05.2022). В Чукотском АО не работают по специальности 74,6 % выпускников, в Ямало-Ненецком АО — 67,1 %, в Мурманской области — 63,2 %. В числе основных трудностей, с которыми сталкиваются выпускники, — недостаток или отсутствие подходящих вакансий10. Составляющей успешной реализации государственной политики в российской Арктике является высокий уровень качества трудового потенциала: состояние и перспективы развития промышленных предприятий АЗРФ определяют текущие и перспективные потребности в трудовых ресурсах и уровне их профессиональной подготовки. Тем не менее в Ямало-Ненецком АО доля студентов, обучающихся по общеобразовательным программам СПО по договорам о целевом обучении, составляет 0,7 %, в Мурманской области — 0,2 %11. С использованием сетевой формы обучения доля численности студентов в Чукотском АО составляет 21,1 %, в Мурманской области — 5,2 %. Фактически современные системы профессионального образования арктических регионов не везде и не всегда могут обеспечить школьных выпускников образовательными программами, требуемыми региональными экономиками. При этом « полноценное обеспечение профессиональным образованием за счет целевого обучения в других регионах нецелесообразно, поскольку региональная образовательная миграция некомпенсируема для заказчиков такого обучения [26, с. 15-16]». Среди других проблем системы СПО в арктических регионах России — «отсутствие современных региональных онлайн сфер среднего профессионального образования; недостаточное использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе и малое количество современных качественных электронных учебников и видеоматериалов12». 9 Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 12.01.2022). 10Там же. 11 Характеристика системы СПО в Российской Федерации. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo&year=2020 (дата обращения: 04.05.2022). 12 Описание опыта субъекта Российской Федерации — Мурманской области по формированию и обеспечению функционирования © Корчак Е. А., 2023 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz