Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 117-132. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 117-132. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА И АРКТИКИ комплексов, регулярной организации выездных медицинских бригад; - обеспечение роста кадрово-инфраструктурной обеспеченности здравоохранения за счет развития государственного и негосударственного сектора (в том числе путем развития механизмов государственно-частного партнерства, форм организации негосударственных структур); - законодательное закрепление преференций и льготных условий хозяйственной деятельности компаниям, являющимся частными партнерами или концессионерами в реализуемых проектах государственно-частного партнерства в сфере создания, модернизации или эксплуатации объектов здравоохранения в АЗРФ; - разработка и внедрение системы преференций компаниям за деятельность в области привлечения медицинских кадров для работы в АЗРФ. Заключение Кризис здравоохранения, вызванный COVID-19, подтвердил важность наличия соответствующего уровня обеспеченности населения медицинскими кадрами и больничными койками, необходимого для адекватного реагирования на возникающие проблемы в области охраны здоровья населения, включая и такие критические ситуации, как борьба с пандемией. Вместе с тем, здравоохранение в российской Арктике стало в результате оптимизации крайне поляризованной структурой, что проявляется в неоднородном пространственном распределении кадрово-инфраструктурных ресурсов. Объекты здравоохранения в значительной мере сконцентрированы в административных центрах регионов АЗРФ, что в условиях крайне низкой транспортной доступности и изолированности значительной части поселений делает медицинскую помощь малодоступной для жителей арктических территорий (это подтверждают результаты исследований, представленные не только в данной статье, но и в более ранних работах автора, а также в ряде экспертно-аналитических документов, регулярно направляемых в органы государственной власти). Таким образом, существующие подходы к организации медицинской помощи населению арктических территорий можно охарактеризовать как недостаточно эффективные, что определяет необходимость формирования новой модели здравоохранения в российской Арктике. В целях развития здравоохранения АЗРФ, повышения качества жизни населения этих территорий и в целом социально-экономического развития российской Арктики, автором разработан комплекс мер, предлагаемых к внедрению в практику государственного управления социальным развитием арктических территорий России, который должен включать: формирование дифференцированных механизмов государственной политики в сфере здравоохранения АЗРФ, разработку и реализацию комплексной государственной программы развития арктического здравоохранения, направленной на обеспечение высокого уровня доступности и качества услуг с учетом особенностей арктических территорий, обеспечение значительного увеличения доступности объектов здравоохранения в удаленных, малонаселенных, прибрежных поселениях АЗРФ, обеспечение роста кадрово-инфраструктурной обеспеченности здравоохранения за счет развития как государственного, так и негосударственного сектора (путем развития механизмов государственно-частного партнерства и форм организации негосударственных структур и на основе внедрения системы преференций и льгот компаниям за деятельность в сфере развития здравоохранения). Реализация предложенных мер обеспечит повышение доступности медицинских услуг, создание новой современной инфраструктуры здравоохранения, повышение социального благополучия местных сообществ, качества жизни населения, реализацию национальных интересов и устойчивого развития российской Арктики, преодоление кризисных проявлений последствий пандемии COVID-19. Вместе с тем, существующая до сих пор неопределенность в проявлении всех последствий пандемии COVID-19, появление новых глобальных вызовов, связанных с изменением геополитических и геоэкономических условий, и социально-экономических последствий таких изменений предполагают дальнейшее изучение данного направления, что требует проведения дополнительных научных исследований, включающих не только дальнейший анализ развития государственного сектора здравоохранения в российской и зарубежной Арктике, но и рассмотрение вопросов развития платной медицины, развития промышленной медицины, определения результирующего воздействия изменений в системе здравоохранения на уровень здоровья населения арктических территорий. Данное же исследование вносит вклад в научный дискурс по проблеме развития кадрово инфраструктурных ресурсов здравоохранения в АЗРФ, что имеет и практическую значимость, поскольку позволит учесть особенности арктических территорий, определяющие необходимость формирования специальных подходов к деятельности в сфере здравоохранения в практике государственного управления социальным развитием российской Арктики. ©Торопушина Е. Е., 2023 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz