Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 117-132. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 117-132. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА И АРКТИКИ В Ямало-Ненецком АО общая численность врачей и среднего медицинского персонала увеличилась и в целом по региону, и в разрезе «административный центр — остальная территория» (рост составил 1,2-1,5 раза, причем численность среднего медицинского персонала в большей степени выросла в Салехарде, а врачей — на остальной территории округа). В период с 2002 по 2021 гг. наблюдался и рост относительного показателя обеспеченности медицинскими кадрами в регионе в целом и на территории вне административного центра, тогда как в Салехарде наблюдалось снижение уровня обеспеченности населения и врачами (с 99,1 на 10 тыс. человек в 2002 г. до 95,1 в 2021 г.), и средним медицинским персоналом (с 236,3 до 226,7), что обусловлено более динамичным ростом численности жителей регионального центра (за период 2002-2021 гг. численность населения Салехарда выросла в 1,4 раза — с 36,8 тыс. человек в 2002 г. до 52,3 тыс. в 2021 г.), по сравнению с остальной территорией округа (где численность населения выросла лишь на 17 % — с 471,8 тыс. человек в 2002 г. до 552,1 тыс. в 2021 г.). Представленный выше анализ изменений в кадрово-инфраструктурной обеспеченности населения стран «Арктической восьмерки» и регионов АЗРФ показал наличие как общих тенденций, так и особенностей развития основных составляющих здравоохранения. К общим тенденциям можно отнести снижение обеспеченности населения больничными койками: во всех арктических странах, в России в целом, в регионах АЗРФ, в административных центрах (за исключением Мурманска) и на остальной территории арктических регионов данный показатель сокращается. В целом общей тенденцией является и рост обеспеченности населения врачами: за исключением Салехарда и Анадыря, все остальные территории демонстрировали увеличение значений показателя (однако в Мурманской области, ее административном центре и на остальной территории региона, а также на территории вне административного центра Чукотского АО такой рост обеспечивался не за счет увеличения численности врачей, которая, напротив, снижалась, а за счет сокращения населения). Наибольшую же разнонаправленность изменений показал анализ обеспеченности населения средним медицинским персоналом — в зарубежных арктических странах наблюдался рост, тогда как в России, в Мурманской области (в целом и на ее территории вне административного центра), а также в Анадыре и Салехарде — снижение. Единственным регионом АЗРФ, продемонстрировавшим положительную динамику показателей общей численности среднего медицинского персонала и обеспеченности им населения, стал Ненецкий АО, где рост наблюдался и в целом по региону, и в административном центре, и на остальной территории, но даже такие положительные тенденции не смогли улучшить ситуацию, характеризующуюся крайне низким уровнем обеспеченности населения, проживающего вне административного центра, — показатели обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом остаются значительно ниже, чем в других регионах АЗРФ и большинстве арктических стран. Система здравоохранения в АЗРФ является поляризованной, пространственное распределение кадрово-инфраструктурных ресурсов неоднородно — услуги в значительной степени сконцентрированы в административных центрах регионов АЗРФ. При этом в государственной политике неравенство в обеспечении жителей арктических территорий объектами здравоохранения учитывается слабо, дифференцированный подход к определению нормативных показателей кадрово-инфраструктурной обеспеченности здравоохранения АЗРФ фактически отсутствует. Очаговость здравоохранения в условиях крайне низкой транспортной доступности и изолированности значительной части поселений АЗРФ снижает доступность медицинских услуг для жителей большинства поселений. В целях социально-экономического развития АЗРФ, повышения качества жизни населения этих территорий, автором разработаны меры, предлагаемые к внедрению в практику государственного управления социальным развитием арктических территорий России и направленные на развитие здравоохранения АЗРФ, основными из которых являются: - законодательное обеспечение формирования дифференцированных механизмов государственной политики в сфере здравоохранения АЗРФ, включая законодательное закрепление применения повышенных значений нормативных показателей кадрово-инфраструктурной обеспеченности здравоохранения для регионов АЗРФ; - разработка и реализация комплексной государственной программы развития здравоохранения в АЗРФ, направленной на обеспечение высокого уровня доступности и качества услуг с учетом особенностей арктических территорий, предусматривающей включение и систематизацию уже реализуемых направлений деятельности, регулируемых отдельными законами и программами («Социально-экономическое развитие АЗРФ», «Арктический доктор», «Земский доктор» и пр.); - обеспечение значительного увеличения доступности объектов здравоохранения в удаленных, малонаселенных, прибрежных поселениях АЗРФ за счет создания новых ФАПов, мобильных ©Торопушина Е. Е., 2023 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz