Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 117-132. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 117-132. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА И АРКТИКИ На организацию здравоохранения в арктических странах значительное влияние оказывают различия политических систем: Россия, США и Канада — федеративные государства с конституционно определенным разделением полномочий между национальным правительством и другими уровнями власти, страны Скандинавии — унитарные государства, в которых национальные министерства здравоохранения делегируют региональным и местным органам власти функции по оказанию медицинских услуг, а Гренландия (одна из двух частей арктической территории Дании наравне с Фарерскими островами), являющаяся квазинезависимым государством во всех внутренних делах, самостоятельно формирует и реализует политику в сфере здравоохранения. Арктические страны отличаются по источникам и объемам финансирования здравоохранения: в США с преимущественно частной системой общие расходы на здравоохранение в 2020 г. составляли около 19 % от ВВП (государственные расходы — 8,5 %, частные — 10,5 % от ВВП); в Канаде и странах Скандинавии финансирование этой сферы в 2020-2021 гг. составляло от 9 до 12 % от ВВП и осуществлялось преимущественно за счет государственных средств (государственные расходы составляют 7,5-10 % от ВВП, частные — 1,5-3 %)12. В России финансирование здравоохранения также осуществляется преимущественно за счет государственных средств: в 2021 г. государственные расходы составили 4,1 % от ВВП13 (в 2020 г., то есть во время пика пандемии COVID-19, данный показатель составлял 4,6 %), а частные (по данным за 2020 г.) — около 3 % от ВВП14. Существенны межстрановые различия и в моделях предоставления медицинских услуг населению удаленных территорий Арктики. Жителям малонаселенных удаленных арктических поселений России медицинская помощь предоставляется на базе ФАПов, число которых сократилось в результате структурных преобразований здравоохранения. Так, по итогам проведенной оптимизации в Ненецком АО часть ФАПов была закрыта, часть — присоединена к более крупным больничным и амбулаторно поликлиническим учреждениям (по состоянию на начало 2022 г. в структуре медицинских организаций Ненецкого АО действовало 3 ФАПа и 22 фельдшерских здравпункта)15. В Ямало-Ненецком АО число ФАПов сократилось со 155 в 2000 г. до 16 в 2021 г., то есть почти в 10 раз, при этом большая часть была закрыта к 2022 г., помимо 16 самостоятельных ФАПов, в регионе работало 9 фельдшерских пунктов и 1 здравпункт, входящих в структуру более крупных медицинских организаций. В Мурманской области и Чукотском АО сокращения были не столь масштабные, но, тем не менее, существенные — в 1,9 и 1,6 раза соответственно (табл. 4). Острая необходимость повышения доступности первичной медико санитарной помощи по месту проживания населения способствовала изменению подхода к деятельности этого сектора здравоохранения, что отразилось на начале строительства новых ФАПов на удаленных арктических территориях. Так, в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Мурманской области в 2019 г. построено 3 новых ФАПа, в 2023 г. запланировано строительство еще 7 модульных ФАПов (в населенных пунктах Корзуново, Лиинахамари, Спутнике, Титане, Коашве, Кузомени и Белом Море)16. Аналогичные работы ведутся и в Ямало-Ненецком АО: в 2018 г. построен ФАП в Приуральском районе, в текущем году будет построен мобильный ФАП в селе Халясавэе Пуровского района17. Тем не менее масштабы создания новой инфраструктуры пока явно ниже заявленных: согласно выступлению замминистра здравоохранения РФ Е. Камкина на Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога» в 2019 г., в АЗРФ в ближайшее время предусмотрено строительство более 100 ФАПов18. 12 Global Health Expenditure Database // WHO website. URL: https://apps.who.int/nha/database/ViewData/Indicators/en (дата обращения: 27.02.2023). 13 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 27.02.2023). 14 Global Health Expenditure Database // WHO website. URL: https://apps.who.int/nha/database/ViewData/Indicators/en (дата обращения: 27.02.2023). 15 Медицинские организации Ненецкого автономного округа и их структурные подразделения, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 571068942/titles/2AO32N5 (дата обращения: 16.03.2023). 16 Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения // Официальный сайт Министерства здравоохранения Мурманской области. URL: https://minzdrav.gov- murman.ru/activities/modernization/2_5472028823207810691- izmenenie-modernizatsiya.pdf (дата обращения: 16.03.2023). 17 В отдаленной деревне ЯНАО планируют построить ФАП за 95 миллионов // Ямал 1. URL: https://yamal1.ru/novosti/2022/09/27/v- otdalennoi-derevne-ianao-planiruiut-postroit-fap-za-95-millionov/ (дата обращения: 16.03.2023). 18 Здравоохранение Арктики: итоги двух лет и новые цели // Официальный сайт «Росконгресс». URL: https://roscongress.org/ sessions/iaf-2019-zdravookhranenie-arktiki-itogi-dvukh-let-i-novye-tseli/ discussion/ (дата обращения: 17.03.2023). ©Торопушина Е. Е., 2023 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz