Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 117-132. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 117-132. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА И АРКТИКИ правительств, населения и научного сообщества [8-10], однако распространение новой коронавирусной инфекции, ставшей настоящим стресс-тестом для здравоохранения [11], максимально активизировало дискуссию об оправданности проведенной оптимизации этой сферы и беспрецедентно повысило актуальность переосмысления приоритетов и направлений развития здравоохранения [12-14]. Эти вопросы являются важными и для арктических территорий, что, безусловно, находит свое подтверждение в целом ряде исследований, проводимых российскими и зарубежными учеными [15; 16], однако в глобальном дискурсе опыт Арктики в период COVID-19 фактически не представлен [17]. Особенности развития здравоохранения в Арктике в значительной степени повлияли на пространственно-временное распространение COVID-19 — изолированность большинства арктических населенных пунктов изначально положительно отразилась и отсрочила начало эпидемии в большинстве зарубежных и российских арктических регионов (по сравнению с неарктическими районами в тех же странах), однако в дальнейшем, в условиях лавинообразного распространения коронавирусной инфекции, такая удаленность поселений в совокупности с ограниченным доступом к здравоохранению и недостаточными медицинскими ресурсами оказала уже негативное влияние [18]. Кризис, вызванный пандемией COVID-19, показал не только важность наличия современной инфраструктуры системы здравоохранения, отвечающей потребностям жителей, но и приоритетность учета арктической специфики при определении направлений модернизации этой сферы (отсутствие такового на предыдущем этапе [19] привело к необходимости в период пандемии экстренно наращивать обеспеченность учреждений здравоохранения зачастую за счет привлечения бизнес-структур3, сил Министерства по делам гражданской обороны, onehealth_factsheet.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 27.03.2023). 3Большинство компаний, осуществляющих хозяйственнуюдеятельность в АЗРФ, уже довольно длительный период являются активными акторами в процессе развития здравоохранения через участие в социальном партнерстве триады «власть — бизнес — общество», реализацию своих политик в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) и рассматривают такие инициативы, как неотъемлемую часть своей деятельности (следует отметить и то, что крупные предприятия, особенно работающие на отдаленных территориях, как правило, организуют медсанчасти (так называемое промышленное здравоохранение), где работники могут получить базовую медицинскую помощь). Пандемия COVID-19 подтолкнула к беспрецедентному развитию социального партнерства в здравоохранении, росту числа реализуемых КСО-инициатив, формированию новых вариаций сотрудничества и вовлечению в него большего числа акторов. 4Так, в целях оказания медицинской помощи и ликвидации вспышки заболеваемости коронавирусной инфекцией на площадке реализации чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)4 и Министерства обороны РФ), что и определяет актуальность данного исследования. Цель работы заключается в выявлении основных трендов изменения кадрово­ инфраструктурной обеспеченности здравоохранения российской Арктики за два последних десятилетия и определении направлений дальнейшего развития этой сферы. Автор ставит перед собой задачи провести сравнительный анализ изменений кадрово­ инфраструктурной обеспеченности здравоохранения и внутрирегиональной дифференциации в субъектах РФ, территории которых полностью включены в Арктическую зону Российской Федерации5 (АЗРФ), выявить основные тренды изменений, произошедших за два последних десятилетия, в кадрово­ инфраструктурной обеспеченности систем здравоохранения стран «Арктической восьмерки». Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса мер, предлагаемых к внедрению в практику государственного управления социальным развитием арктических территорий России и направленных на развитие системы здравоохранения АЗРФ. Методы Сравнительный анализ изменений кадрово­ инфраструктурной обеспеченности здравоохранения российской Арктики проведен для субъектов РФ, территории которых полностью включены в АЗРФ на основании Указа Президента РФ от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (в ред. от 27.06.2017 г.), — Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Предметом сравнения выступают показатели кадрово-инфраструктурной обеспеченности систем здравоохранения за период 2000-2021 гг.: число больниц и коек в них, число фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), численность врачей и среднего проекта ПАО «НОВАТЭК» по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в поселке Белокаменка Мурманской области (весной 2020 г. именно Белокаменка стала крупнейшим в России очагом распространения COVID-19) силами Невского спасательного центра МЧС России был развернут аэромобильный госпиталь. В дальнейшем, летом 2020 г., силами Министерства обороны РФ в г. п. Мурмаши (52 км от Белокаменки) был возведен модульный госпиталь, включающий 100 реанимационных и 600 больничных коек. Однако уже построенный резервный госпиталь осенью был демонтирован в связи с несоответствием необходимым требованиям. 5 В связи с прекращением с 2013 г. представления данных о состоянии системы здравоохранения в муниципальных образованиях в общероссийской и региональных базах статистической информации, провести анализ изменений кадрово­ инфраструктурной обеспеченности систем здравоохранения на остальной территории АЗРФ не представляется возможным. ©Торопушина Е. Е., 2023 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz