Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 104-116. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 104-116. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ разовым платежам позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы для развития Арктической зоны страны. Главным распорядителем данных бюджетных средств предлагается определить Минвостокразвития России, что позволит централизовать и синхронизировать все индикаторы государственных программ и результаты финансирования Арктического фонда. Арктический фонд, аккумулирующий бюджетные источники, и компенсационные фонды в регионах, которые возможно создать за счёт отчислений добывающих предприятий, обеспечат ускоренную реализацию государственной политики в Арктике на перспективу. Приобретая целевую привязку в рамках Арктического фонда, разовые платежи за арктические месторождения или их превышение над планом также могут быть направлены в бюджеты арктических регионов в виде субсидий, грантов с целевым назначением на решение точечных проблем и вопросов: к примеру, на снижение показателя уровня бедности, что является одним из ключевых показателей пространственной поляризации регионов; повышение качества жизни в районах освоения месторождений. При этом возможно заключение соглашений о сотрудничестве с добывающими предприятиями, в том числе в части целевой привязки уплачиваемых ими разовых платежей к определённым мероприятиям социального характера на территории их присутствия. Кроме того, отдельными направлениями Арктического фонда должны стать опережающее осуществление инфраструктурных проектов, направленных на ускоренное развитие территорий, и своевременное формирование инструментов решения экологических проблем, связанных с ликвидацией «грязных» производств и нейтрализацией негативного воздействия на хрупкую северную природу [21; 22]. Первостепенную важность реализации инновационных и экологичных проектов в Арктике понимают все арктические страны, а также неарктические страны, которые проявляют инициативу в проектах разнообразных отраслей [23; 24]. И, следовательно, России важно не отставать и внедрять технологии и инновации для развития арктических проектов и территорий. Теоретическая значимость работы состоит в вовлечении в научный оборот информации по разовым платежам за пользование недрами по арктическим месторождениям, постановке проблемы недостаточности ресурсов для эффективного функционирования Арктического фонда. Ее практическая значимость заключается в том, что основные результаты позволяют повысить эффективность расходования бюджетных средств посредством пересмотра подходов при поиске источников, подкреплённых реальными возможностями для финансирования мероприятий Арктического фонда, включить в единый жизненный цикл месторождения и ресурсы в виде разовых платежей, уплачиваемые недропользователем, а также затраты по государственным программам. В дальнейших исследованиях необходимо изучить вопросы функционирования Арктического фонда, проанализировать и оценить его результаты, сопоставить их с динамикой социально экономических показателей арктических территорий. Список источников 1. Novoselov A., Potravny I., Novoselova I., Gassiy V. Social Investing Modeling for Sustainable Development of the Russian Arctic. Sustainability. 2022. 14. 933. https://doi.org/10.3390/su14020933. 2. Shmeleva N. Strategizing the Development Potential of the Russian Arctic: Import Phase-Out. Strategizing: Theory and Practice. 2023. 3. 72-85. DOI 10.21603/2782-2435-2023-3-1-72-85. 3. Пилясов А. Н. Арктическая промышленная политика: не фонды и отрасли, а ресурсы и корпорации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 1 (67). С. 41-58. DOI: 10.37614/2220- 802X.1.2020.67.004. EDN HCJAWU. 4. Татаркин А. И., Логинов В. Г., Захарчук Е. А. Социально-экономические проблемы освоения и развития российской арктической зоны // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87, № 2. С. 99-109. DOI:10.7868/S086958731701011X. 5. Никулкина И. В., Филимонова Л. М. Региональный арктический фонд — финансовый институт развития Арктической зоны Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 1142-1145. EDN YUJQAO. 6. Захарчук Е. А., Пасынков А. Ф. Российская Арктика: оценка и возможности финансового развития // ЭКО. 2016. № 5 (503). С. 107-119. 7. Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления : монография / Г. В. Алексеев, С. К. Антипов, А. И. Афоничкин [и др.] ; под редакцией В. В. Ивантера. СПб.: ООО Издательский дом «Наука», 2016. 1016 с. ISBN 978-5-9902339-5-9. EDN XWNDEJ. © Ноговицын Р. Р., Софронова Т. С., Новиков А. В., 2023 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz