Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 104-116. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 104-116. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ разовым платежам позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы для развития Арктической зоны страны. Главным распорядителем данных бюджетных средств предлагается определить Минвостокразвития России, что позволит централизовать и синхронизировать все индикаторы государственных программ и результаты финансирования Арктического фонда. Арктический фонд, аккумулирующий бюджетные источники, и компенсационные фонды в регионах, которые возможно создать за счёт отчислений добывающих предприятий, обеспечат ускоренную реализацию государственной политики в Арктике на перспективу. Приобретая целевую привязку в рамках Арктического фонда, разовые платежи за арктические месторождения или их превышение над планом также могут быть направлены в бюджеты арктических регионов в виде субсидий, грантов с целевым назначением на решение точечных проблем и вопросов: к примеру, на снижение показателя уровня бедности, что является одним из ключевых показателей пространственной поляризации регионов; повышение качества жизни в районах освоения месторождений. При этом возможно заключение соглашений о сотрудничестве с добывающими предприятиями, в том числе в части целевой привязки уплачиваемых ими разовых платежей к определённым мероприятиям социального характера на территории их присутствия. Кроме того, отдельными направлениями Арктического фонда должны стать опережающее осуществление инфраструктурных проектов, направленных на ускоренное развитие территорий, и своевременное формирование инструментов решения экологических проблем, связанных с ликвидацией «грязных» производств и нейтрализацией негативного воздействия на хрупкую северную природу [21; 22]. Первостепенную важность реализации инновационных и экологичных проектов в Арктике понимают все арктические страны, а также неарктические страны, которые проявляют инициативу в проектах разнообразных отраслей [23; 24]. И, следовательно, России важно не отставать и внедрять технологии и инновации для развития арктических проектов и территорий. Теоретическая значимость работы состоит в вовлечении в научный оборот информации по разовым платежам за пользование недрами по арктическим месторождениям, постановке проблемы недостаточности ресурсов для эффективного функционирования Арктического фонда. Ее практическая значимость заключается в том, что основные результаты позволяют повысить эффективность расходования бюджетных средств посредством пересмотра подходов при поиске источников, подкреплённых реальными возможностями для финансирования мероприятий Арктического фонда, включить в единый жизненный цикл месторождения и ресурсы в виде разовых платежей, уплачиваемые недропользователем, а также затраты по государственным программам. В дальнейших исследованиях необходимо изучить вопросы функционирования Арктического фонда, проанализировать и оценить его результаты, сопоставить их с динамикой социально­ экономических показателей арктических территорий. Список источников 1. Novoselov A., Potravny I., Novoselova I., Gassiy V. Social Investing Modeling for Sustainable Development of the Russian Arctic. Sustainability. 2022. 14. 933. https://doi.org/10.3390/su14020933. 2. Shmeleva N. Strategizing the Development Potential of the Russian Arctic: Import Phase-Out. Strategizing: Theory and Practice. 2023. 3. 72-85. DOI 10.21603/2782-2435-2023-3-1-72-85. 3. Пилясов А. Н. Арктическая промышленная политика: не фонды и отрасли, а ресурсы и корпорации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 1 (67). С. 41-58. DOI: 10.37614/2220- 802X.1.2020.67.004. EDN HCJAWU. 4. Татаркин А. И., Логинов В. Г., Захарчук Е. А. Социально-экономические проблемы освоения и развития российской арктической зоны // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87, № 2. С. 99-109. DOI:10.7868/S086958731701011X. 5. Никулкина И. В., Филимонова Л. М. Региональный арктический фонд — финансовый институт развития Арктической зоны Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 1142-1145. EDN YUJQAO. 6. Захарчук Е. А., Пасынков А. Ф. Российская Арктика: оценка и возможности финансового развития // ЭКО. 2016. № 5 (503). С. 107-119. 7. Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления : монография / Г. В. Алексеев, С. К. Антипов, А. И. Афоничкин [и др.] ; под редакцией В. В. Ивантера. СПб.: ООО Издательский дом «Наука», 2016. 1016 с. ISBN 978-5-9902339-5-9. EDN XWNDEJ. © Ноговицын Р. Р., Софронова Т. С., Новиков А. В., 2023 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz