Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 104-116. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 104-116. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ Источник 1. Налоговые доходи от арктических резидентов Источник 2. Разовые платежи за арктические месторождения. Изменение Методики. L Инструмент. Арктический фонд (главный распорядитель бюджетных средств Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики) Ч Направление 1. Государственная программа иСоциально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» Направление 2. Субсидии нэ реализацию \ планов социального развития центров экономического роста арктических регионов 1) повышение уровня социально экономическою развития регионов 2) повышение узнаваемости территории АЗ РФ в международном пространстве 3) повышение коэффициентамиграционного прироста регионов 4) Финансирование | инфраструктурных проектов , (ДОРОГИ, СООРУЖЕНИЯ, і ! I 1 л электричество, интернет и др.) і / / / / А j Население:улучшение жизни людей в арктических регионах \ , ' I " . • 'I Бизнес: Соединение всех источников, направлении в единыи цикл для всестороннего и ускоренного развития территории Рис. 3. Ключевые направления Арктического фонда Источник: составлено авторами Очевидно, что налоговые доходы федерального бюджета, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых, обеспечиваемые за счёт арктических месторождений, не будут иметь целевой привязки к определённым видам расходов. Российская модель налогового федерализма основана на централизации в федеральном бюджете доходов от поступления налога на добычу углеводородного сырья и исходит из неравномерного распределения месторождений углеводородного сырья на территории страны [18]. Благодаря освоению нефтяных ресурсов на начало 2022 г. в России создана «подушка безопасности», превышающая 13,5 трлн руб., что составляет более 70 % доходной части годового федерального бюджета РФ [19, с. 44]. При этом сделаны выводы о том, что безвозмездные перечисления и дотации на бюджетное выравнивание из федерального бюджета направляются в основном на финансирование текущих расходов и не формируют достаточную базу для развития регионов российской Арктики [20, с. 24]. Компромисс между коренным населением и крупными добывающими корпорациями не всегда достигается [4, с. 107]. Разовые платежи за пользование недрами, являясь неналоговыми видами доходов федерального бюджета, могут стать более гибким источником Арктического фонда. Кроме того, ведение в Методику определения стартового платежа за пользование недрами дополнительного «арктического» показателя позволит привлечь дополнительные доходы федерального бюджета. Обсуждение и выводы В результате проведённого исследования выявлено следующее. Источники Арктического фонда за счет поступлений налогов от резидентов Арктической зоны не покрывают расходы на развитие российской Арктики, нижний предел которых определялся Минвостокразвития России на декабрь 2021 г. в размере 1 млрд руб. Анализ выявил кратное превышение итоговых разовых платежей за пользование недрами за 2019-2021 гг. над стартовыми. Предлагается при определении стартового размера разовых платежей по арктическим месторождениям учитывать экологические и социально-экономические факторы и последствия, сопутствующие освоению месторождения. Также предлагается изменить методологические подходы к формированию Арктического фонда и установить целевое использование разовых платежей за пользование недрами, уплачиваемых по итогам аукционов в части месторождений, расположенных на территории АЗРФ (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения), в рамках формирования и использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение социально-экономического развития АЗРФ, тем самым определить их в качестве дополнительных источников финансирования Арктического фонда. Такое перераспределение бюджетных средств и придание целевого характера © Ноговицын Р. Р., Софронова Т. С., Новиков А. В., 2023 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz