Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 104-116. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 104-116. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ Таблица 4 Сравнение стартового и итоговых платежей в расчёте на 1 кг золота по золотосодержащим месторождениям Территория Всего запасов и ресурсов, кг Стартовый платёж, млн руб. Итоговый платёж, млн руб. Стартовый платёж за 1 кг, тыс. руб. Итоговый платёж за 1 кг, тыс. руб. А 1 2 3 4 5 Чукотский АО 5 543 122 579 22 104 Арктические улусы Республики Саха (Якутия) 76 733 2329 8064 30 105 Для сведения: по остальным районам Республики Саха (Якутия) 117 229 608 5167 5 44 Примечание. Расчёты авторов по данным ГИС «Торги» за 2021 год. URL: https://torgi.gov.ru/new/public (дата обращения: 10.01.2023). Исходя из кратного превышения итогового платежа над стартовым можно сделать следующие выводы. 1. Методика определения стартового платежа Минприроды России, исходя из размера годовой суммы налога на добычу, требует пересмотра и увязки с доходным подходом за весь период освоения месторождения. При существующем подходе имеется риск договорного аукциона и (или) продажи месторождений, когда оценка участка недр и возможный доход существенно отличаются и государство (федеральный бюджет) может недополучить средства. 2. Существует проблема недостаточной изученности месторождений, при этом стартовый платеж рассчитывается исходя из низкой оценки запасов и ресурсов месторождения. Геолого-разведочные работы, которые финансируются за счёт средств федерального бюджета, повышают инвестиционную привлекательность выставляемых на аукцион месторождений и способствуют увеличению разовых платежей [16]. Подход к определению минимального (стартового) размера разовых платежей не учитывает экологические и социально-экономические факторы и последствия, сопутствующие освоению месторождения. Ключевым показателем в расчётах является налог на добычу полезных ископаемых с применением понижающих коэффициентов, характеризующих сложности и особенности добычи. Соответственно, расходы по социально-экономическому развитию муниципального образования, где расположено месторождение, возлагаются на бюджет соответствующего уровня. При этом в отношении углеводородного сырья налог на добычу по нормативу 100 % поступает в федеральный бюджет, налог на прибыль — в региональный. В местный бюджет поступает налог на доходы физических лиц или его часть. Во исполнение ежегодного послания президента Российской Федерации, начиная с сентября 2022 г. установлено целевое расходование экологических платежей, они направляются на ликвидацию накопленного вреда и оздоровление окружающей среды7. Аналогичный механизм можно установить в отношении разовых платежей за пользование недрами в отношении арктических месторождений. Одним из ключевых источников Арктического фонда можно определить разовые платежи за пользование недрами по арктическим месторождениям, поступающие в федеральный бюджет. В настоящее время превышение плана по разовым платежам в соответствии с принципом общего покрытия расходов «растворяется» в общем перечне расходов федерального бюджета без адресности использования данных средств. Перераспределение средств федерального бюджета в виде целевого направления разовых платежей на финансирование программ по социально-экономическому развитию Арктики является наиболее целесообразным решением. Тем самым разовые платежи за арктические месторождения получат целевой характер и станут основой для реализации арктических проектов и программ с учетом более эффективного распределения средств федерального бюджета (рис. 3). Освоение арктических месторождений и развитие арктических территорий должно осуществляться в едином, целостном процессе в интересах максимизации эффектов для страны и территории добычи [3, с. 46]. Идеальная промышленная политика в арктических регионах предполагает создание вокруг ресурсного полюса роста сети местного малого и среднего бизнеса [17, с.27]. 7 Постановление Правительства РФ от 2 августа 2022 г. № 1370 «О порядке разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации» (вместе с Правилами разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», субъекта Российской Федерации). © Ноговицын Р. Р., Софронова Т. С., Новиков А. В., 2023 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz