Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 104-116. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 104-116. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ На данном рисунке показано возможное взаимодействие Арктического фонда и компенсационного фонда, так как они направлены на решение общих социально-экономических задач развития территории и отличаются источниками формирования. При этом следует учитывать возможности долевого участия средств данных фондов в решении задач устойчивого пространственного развития территорий в рамках софинансирования планов социально-экономического развития. Источники формирования (доходная часть бюджета) Налоги арктических резидентов (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, таможенные пошлины Фонд развития Арктики 1 Компенсационный фонд в возмещение убытков коренным малочисленным народам Севера Отчисления добываютих предприятий по соглашениям о сотрудничаетее Направления использования (расходная часть бюджета) Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны Направление 1, Реализация мероприятий по социально-экономическому развитию макрорегиона Направление 2. Предоставление трансфертов бюджетам арктических регионов в целях софинансирования планов социально-экономического развития_______________________ Рис. 1. Источники формирования и направления использования Фонда развития Арктики. Источник: составлено авторами Рассмотрим ставки и льготы для резидентов Арктической зоны по видам налоговых платежей, которые предлагаются в качестве источников финансирования данного фонда. 1. Для арктических резидентов федеральная часть налога на прибыль организаций, а именно 3 %, обнуляется в течение 13 лет как минимум3. Организации, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых, производству сжиженного природного газа, переработке углеводородного сырья в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, не могут применять данную льготу4. 2. В качестве второго источника финансирования данного фонда предлагаются суммы акцизов на автомобили легковые и мотоциклы, уплачиваемые резидентами при проведении подакцизных операций. 3. Третьим источником финансирования Арктического фонда определяются таможенные пошлины. Резидент вправе применить процедуру свободной таможенной зоны5, тем самым имеет возможность значительно сэкономить на ввозе оборудования, комплектующих, сырья и на экспорте продукции. Из данных Федеральной налоговой службы (табл. 1) видно, что только по 4 из 9 арктических регионов отмечается наличие у резидентов положительной налоговой базы, по которой в связи с применением льгот возникает недопоступление налога на общую сумму 237 млн руб. Очевидно, что предлагаемый Правительством России источник финансирования в виде поступлений вышеуказанных налогов от арктических резидентов может не покрывать направления расходов федерального бюджета на указанные цели. 3 Пункт 1.8 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации. 4 Подпункт 8 пункта 1 статьи 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 195-ФЗ. 5 Статья 19 Федерального закона от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». © Ноговицын Р. Р., Софронова Т. С., Новиков А. В., 2023 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz