Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 104-116. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 104-116. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ которого предлагается направить на развитие АЗРФ [4; 5]. Обосновывается необходимость целевой привязки части доходов от арктических месторождений к финансированию мероприятий такого фонда, в том числе и направленных на повышение социальной защищённости граждан, отработавших в арктических регионах [6]. В зарубежных приарктических странах (Канаде, Финляндии, Норвегии, США) существуют различные инструменты перераспределения доходов от недропользования, при этом все они создают компенсационные фонды, рассчитанные на сдерживание негативных последствий, возникающих при истощении и закрытии месторождений [7, с. 498]. Также в России в качестве одного из направлений обеспечения экономических гарантий коренных малочисленных народов Севера при промышленном освоении Арктики предлагается создание компенсационных фондов [8]. Формирование таких фондов предусматривается за счёт отчислений добывающих предприятий на возмещение убытков, причиняемых коренным малочисленным народам Севера при проведении разведки и добычи полезных ископаемых на территориях традиционного природопользования. Такие компенсационные отчисления должны осуществляться добывающими предприятиями на основе подписания соглашений о сотрудничестве заинтересованных сторон. Заслуживает внимания и отдельного изучения предложение о создании сети региональных центров компетенций в области изменения климата и охраны окружающей среды в арктических регионах, которые объединят региональных исследователей, представителей коренных малочисленных народов, бизнеса и органов власти, поскольку арктические регионы существенно отличаются по климатическим и социально-экономическим характеристикам [9, с. 39]. Отметим, к примеру, что в результате аварийного разлива дизельного топлива на ТЭЦ-3 в мае 2020 г. компания «Норникель» не только компенсировала причиненный вред коренным народам Таймыра, но и перечислила значительные средства на реализацию инфраструктурных, социальных проектов для поддержки местного населения [10; 11]. Такие компенсационные фонды создают финансовую основу для реализации комплекса проектов в интересах местного населения, способствуют народосбережению и повышению качества жизни народов Севера за счет участия добывающих предприятий [12]. Как показывает практика, социально и экологически ориентированные компании сами по себе не возникают, социальная ответственность формируется только в результате взаимодействия властей, общества и бизнеса [13]. В этих условиях цель исследования состоит в разработке методических подходов к формированию источников финансовых ресурсов Фонда развития Арктической зоны (Арктического фонда). Новизна исследования заключается в проведении сравнительного анализа разовых платежей за пользование недрами по арктическим месторождениям по двум параметрам: в сравнении итогового разового и стартового платежей, а также в расчёте на 1 кг золота, который позволяет обосновать возможность внесения рациональных изменений в методику формирования Фонда развития Арктической зоны (Арктического фонда). Методы и материалы Гипотеза исследования состоит в том, что перераспределение средств федерального бюджета путем использования части средств от разовых платежей за право пользования природными ресурсами в Арктике может стать основой для комплексного развития макрорегиона и реализации приоритетных арктических проектов. Для выявления предпосылок формирования Арктического фонда был выполнен сравнительный анализ налоговых льгот и преференций, предоставляемых арктическим резидентам. Для оценки динамики и выявления тренда поступлений разовых платежей за ряд лет использовался метод сравнения в целом по стране и по контрольной группе пяти арктических регионов, в том числе четырех регионов, чьи территории полностью входят в АЗРФ (Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа), а также Республики Саха (Якутия). Информационную базу составили данные Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федерального агентства по недропользованию и портала ГИС «Торги» за 2011-2021 гг. Объект исследования включает месторождения по добыче полезных ископаемых, углеводородного сырья, находящиеся в АЗРФ. Результаты Следует отметить, что при формировании Арктического фонда могут быть использованы различные подходы. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 2553 в качестве целевых доходов как источника финансирования Арктического фонда рассматриваются налоги, уплачиваемые арктическими резидентами по трём видам: налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, сумма акцизов на автомобили легковые и мотоциклы и сумма ввозных таможенных пошлин. Общий механизм формирования и расходования средств Арктического фонда представлен на рис. 1. © Ноговицын Р. Р., Софронова Т. С., Новиков А. В., 2023 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz