Север и рынок. 2023, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 104-116. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 104-116. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ The article presents an analysis of the fund's existing sources, as identified by the Government, and proposes additional sources. Based on an analysis of tax revenue data, the study reveals insufficient financing from taxes paid by Arctic residents. Additionally, by employing comparison and grouping methods for data on Arctic deposits, it was found that the final one-time payments for these deposits consistently exceed the planned and initial payments. However, these payments were incorporated into the federal budget without specific allocation. The study formulates recommendations that suggest utilizing funds obtained from the sale of resource use rights as additional sources, ensuring targeted allocation of one-time payments associated with Arctic deposits. The study also proposes the creation of compensation funds for the accumulation of deductions from mining businesses to address losses incurred by indigenous peoples of the North. These funds could complement the Arctic Fund in accumulating budgetary resources. The practical significance of this study lies in its potential to inform the search for reasonable and appropriate sources of financing for the activities of the Arctic Fund. Keywords: socio-economic development of the Arctic, Arctic Fund, budget redistribution, one-time payments, resource use For citation: Nogovitsyn R. R., Sofronova T. S., Novikov A. V. The Arctic Fund: Opportunities for enhancing tax income generation. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 104-116. doi:10.37614/2220-802X.2.2023.80.007. Введение Развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) является одним из стратегических приоритетов государственной политики страны на перспективу. На реализацию инвестиционных проектов социально экономического развития арктических территорий выделяются значительные бюджетные средства, а также средства добывающих предприятий. При этом каждая заинтересованная сторона (органы власти, бизнес, местное население, некоммерческие организации, наука и др.) имеет свой интерес к направлениям и инструментам развития Арктики. Если цель бизнеса заключается в получении прибыли, то цели государства при реализации проектов освоения природных ресурсов Арктики состоят в организации эффективного процесса промышленного освоения территории, повышении отдачи вложенных средств, поддержке традиционных промыслов коренных народов Севера и улучшении качества жизни местного населения [1]. Население АЗРФ составляет всего 2,5 млн человек, и при этом продолжается отток молодёжи, в основном, в связи с низким уровнем качества жизни и отсутствием доступной социальной инфраструктуры [2, с. 74]. Особенностью промышленной политики в Арктике является то, что динамика развития арктических месторождений напрямую сказывается на общем тонусе территории, ценностях и ожиданиях местного сообщества, его миграционном и демографическом поведении [3, с. 46]. В настоящее время существует необходимость в формировании гибкой системы финансовых механизмов развития арктических территорий, направленной на реализацию государственной стратегии развития АЗРФ, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон. Действующий порядок бюджетного финансирования проектов 1Одобрен Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 г., протокол № 36, раздел VII, № П13-60855 от 2 октября 2020 г. 2Для сохранения природы Арктики предложили создавать специальные фонды // Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/12/01/reg-szfo/dlia- в АЗРФ предполагает централизованный подход к выделению ресурсов. Для повышения мультипликативного эффекта от внебюджетных инвестиций в арктические месторождения предлагается подход к формированию Арктического фонда на основе целевой привязки доходов от разовых платежей за пользование недрами к расходам развития макрорегиона, что имеет важное значение в условиях создания единого цикла. В Общенациональном плане действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренном Правительством Российской Федерации в 2020 г.1, дано поручение Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики сформировать Фонд развития Арктической зоны Российской Федерации (Арктический фонд). Во исполнение данного поручения принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 2553, которым утверждены Правила формирования и использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение социально-экономического развития АЗРФ за счет налоговых поступлений от инвестиционных проектов, реализуемых на территории АЗРФ. В данном документе предлагается формирование Арктического фонда в рамках бюджетной системы без создания отдельного юридического лица, а также намечено установить целевую привязку отдельных видов доходов к расходам на развитие АЗРФ2. В то же время многие вопросы формирования и использования средств данного фонда не решены. В научной литературе обсуждается вопрос о создании фонда развития Арктики, источником которого станет налог на добычу полезных ископаемых арктических месторождений, часть sohraneniia-prirody-arktiki-predlozhili-sozdavat-specialnye-fondy.html (дата обращения: 25.12.2022). © Ноговицын Р. Р., Софронова Т. С., Новиков А. В., 2023 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz