Север и рынок. 2023, № 2.

ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ Научная статья УДК 332.14; 65.261.4 doi:10.37614/2220-802X.2.2023.80.007 АРКТИЧЕСКИЙ ФОНД: ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ Роман Романович Ноговицын1, Татьяна Семеновна Софронова2, Алексей Витальевич Новиков3 1 2Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия 1Nogovitsyn50@mail.ru 2sotase@yandex.ru, ORCID 0009-0003-3496-3921 Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия, novikovav@guz.ru, ORCID 0000-0002-5926-4700 Аннотация. Исследование проведено с целью разработки методических подходов к формированию источников финансовых ресурсов Фонда развития Арктической зоны Российской Федерации (Арктического фонда). Объектом исследования является Арктический фонд, созданный Правительством РФ в декабре 2022 г. Источники финансирования фонда выступают в качестве предмета исследования. Актуальность работы обусловлена особенностью жизнедеятельности арктических территорий, которая заключается в том, что социальная и экологическая ответственность крупных налогоплательщиков является ядром ресурсной базы для развития территорий. Методологической основой послужили данные Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федерального агентства по недропользованию и портала ГИС «Торги» за 2011-2021 гг. Представлены результаты анализа источников фонда, определённых правительством, и источников, дополнительно предлагаемых авторами. На основе анализа данных о поступлениях налогов получены результаты, которые свидетельствуют о недостаточности источников финансирования в виде налогов от арктических резидентов. Посредством методов сравнения и группирования данных по арктическим месторождениям также получены результаты о том, что итоговые разовые платежи по данным месторождениям стабильно превышают плановые и стартовые платежи, при этом они «растворяются» в федеральном бюджете без целевой привязки на общее покрытие расходов. Сформулированы предложения о том, что в качестве дополнительных источников следует использовать средства, поступающие от продажи недропользователям прав пользования недрами. Тем самым разовые платежи за арктические месторождения будут иметь целевую направленность. При этом компенсационные фонды, предлагаемые к созданию за счёт отчислений добывающих предприятий в возмещение убытков, причиняемых коренным народам Севера, могли бы стать дополняющим инструментом развития кАрктическому фонду, аккумулирующему бюджетные средства. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов и выводов при поиске обоснованных и целесообразных источников финансирования мероприятий Арктического фонда. Ключевые слова: социально-экономическое развитие Арктики, Арктический фонд, перераспределение бюджетных средств, разовые платежи, недропользование Для цитирования: Ноговицын Р. Р., Софронова Т. С., Новиков А. В. Арктический фонд: возможности повышения эффективности формирования доходной базы // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 104-116. doi:10.37614/2220-802X.2.2023.80.007. Original article THE ARCTIC FUND: OPPORTUNITIES FOR ENHANCING TAX INCOME GENERATION Roman R. Nogovitsyn1, Tatiana S. Sofronova2, Alexey V. Novikov3 1 2North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 1Nogovitsyn50@mail.ru 2sotase@yandex.ru, ORCID 0009-0003-3496-3921 3State University of Land Use Planning, Moscow, Russia, novikovav@guz.ru, ORCID 0000-0002-5926-4700 Abstract. This study was conducted in order to develop methodological approaches to the generation of financial resources for the Arctic Zone Development Fund of the Russian Federation (Arctic Fund). The object of the study is the Arctic Fund, established by the Government of the Russian Federation in December 2022. The sources of funding are the subject of the study. The relevance of this research stems from the unique characteristics of the Arctic territories, where the financial base for development relies on the social and environmental responsibility of major taxpayers. The study builds upon data from the Federal Tax Service, the Federal Treasury, the Federal Agency for Mineral Resources, and the Torgi federal information system covering the period from 2011 to 2021. СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 104-116. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 104-116. © Ноговицын Р. Р., Софронова Т. С., Новиков А. В., 2023 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz