Север и рынок. 2023, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 2. С. 90-103. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 2, pp. 90-103. ИННОВАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ Заключение В настоящей статье рассмотрены отдельные, хотя и значимые, аспекты инновационного процесса в Арктике, касающиеся его организации, драйверов и инфраструктурного обеспечения. Даже описанная заведомо неполная картина свидетельствует о наличии ряда масштабных проблем, требующих не только политических решений, но и, в первую очередь, теоретического осмысления. Это скромная роль государства, неадекватная его лидирующим позициям в экономике АЗРФ и масштабу модернизационных задач; отсутствие четких отраслевых приоритетов промышленной и научной политики; ориентация инвесторов на экспорт сырья и привозные технологии; дефицит региональной цифровой инфраструктуры и неудачи международного бизнес-сотрудничества по ее развитию. России настоятельно необходимо формировать эффективную инновационную систему в национальном масштабе с мощными региональными подсистемами в АЗРФ. Эта задача несомненно сложнее узко понятого импортозамещения (даже подлинного, а не отверточной сборки китайской техники). Она требует полноценной, именно системной работы по устранению имеющихся барьеров и налаживанию горизонтальных связей на местах с формированием синергетических эффектов. Необходимо уточнение самой философии освоения и развития Арктики, с существенно большей опорой на внутренний рынок и технологический потенциал. Флагманские проекты ресурсных компаний должны при этом служить не изолированными «маяками прогресса», а лидерами региональных инноваций, загружая заказами местные научные, промышленные и образовательные учреждения. Государство призвано играть в этом процессе решающую роль. В российской Арктике главными «инноваторами» по факту остаются госкомпании и ведомства либо же частные структуры, но с мощным бюджетным субсидированием. Важной задачей при этом является преодоление однобоких интересов, всегда отличающих ведомственные и корпоративные проекты. Что, в свою очередь, требует строгого определения приоритетных направлений арктических НИОКР и отраслевого развития с тем, чтобы обеспечить их адекватность национальным задачам и перспективным мировым тенденциям, а также необходимое бюджетное наполнение. Эти приоритеты следует зафиксировать в новой редакции Стратегии пространственного развития России (разработку которой необходимо вести уже сейчас), стратегиях развития АЗРФ и арктических субъектов Федерации. Актуальным представляется прикладное изучение арктических инновационных систем зарубежных стран — новая кондратьевская волна настоятельно диктует свои экономические и социальные структуры, овладение которыми, однако, эффективно лишь при соответствии традициям национального хозяйства. Из конкретных предложений стоит также отметить, что Россия вполне имеет шанс оказаться первой страной с трансарктической волоконно­ оптической линией связи. Ей можно будет найти широкий диапазон потенциальных применений — от транзитного трафика данных до, например, строительства центров обработки данных в северных городах, возникших на прошлой волне освоения. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при выработке подходов к стратегическому планированию инновационного развития Арктики. Дальнейшее развитие исследований видится в выявлении и углубленном изучении проблем функционирования инновационной системы АЗРФ в сравнении с лучшей мировой практикой, с выдачей конкретных прикладных рекомендаций. Список источников 1. Портер М. Конкуренция. М.: Междунар. отношения, 2000. 495 с. 2. Lundvall, B.-A. National systems of innovation: Towards a theory of innovation and interactive learning. L.: Printer, 1992. 3. Freeman C. The national system of innovation in historical perspective // Cambridge Journal of Economics. 1995. No. 19. P. 5-24. 4. Asheim B., Gertler M. The geography of innovation: regional innovation systems // J. Fagerberg, D. C. Mowery, R. Nelson (Eds.). The Oxford Handbook of Innovation. Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 291-317. 5. Asheim B. T., Isaksen A., Trippl M. Advanced introduction to Regional Innovation Systems. Cheltenham: Edward Elgar, 2019. 210 p. 6. Deegan J., Solheim M. C. W., Jakobsen S.-E., Isaksen A. One coast, two systems: Regional innovation systems and entrepreneurial discovery in Western Norway // Growth and Change, 2021. P. 1-25. DOI: 10.1111/grow.12595. 7. Nordic SMEs and Regional Innovation Systems. Final Report / B. T. Asheim, L. Coenen, M. Svensson-Henning (eds.). Lund: Nordic Industrial Fund, Lund University, 2003. 95 p. 8. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. 767 c. 9. Н. Д. Кондратьев: кризисы и прогнозы в свете теории длинных волн. Взгляд из современности / под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева, В. М. Бондаренко. М.: Моск. ред. изд-ва «Учитель», 2017. 384 с. © Криворотов А. К., 2023 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz