Север и рынок. 2023, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 80-94. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 1, pp. 80-94. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ территорий для экономики и национальной безопасности страны эта проблема требует особого внимания и принятия комплекса соответствующих регулятивных мер в отношении каждого региона. Предлагаемые меры должны быть дифференцированы в зависимости от сложившихся институциональных условий в сфере высшего образования каждого региона. Так, для автономных округов Российской Арктики в условиях отсутствия региональных систем высшего образования отток выпускников школ по причине учебной миграции становится неизбежным. В то же время эти регионы являются одними из самых трудодефицитных регионов страны и требуют соответствующего кадрового обеспечения. С учетом медико-биологических проблем адаптации человека на Севере, не позволяющих быстро приспособиться к суровым природно-климатическим условиям, уникальной ценностью для арктических рынков труда является местная молодежь, уже адаптированная к условиям Арктики. В этих регионах должны быть предприняты меры, направленные на стимулирование возвращения молодых специалистов, получивших высшее образование за пределами арктических регионов, посредством экономических и социальных стимулов. Приоритетными на региональных уровнях должны стать задачи создания не только привлекательных для молодых специалистов современных рабочих мест, но и яркой социокультурной среды, комфортной и ориентированной на человека [32], а также цифровизация образования, позволяющая дистанционно осваивать те или иные профессиональные навыки [33]. Не менее важным направлением является информационно просветительская работа, разъясняющая выпускникам вузов выгоды и перспективы от возвращения в родной регион [34], способствующая повышению престижа работы в северных условиях и формированию мотивации к началу профессионального пути в АЗРФ. В арктических регионах, где имеются образовательные организации высшего образования, необходимо не только стимулировать возвращение местной молодежи после обучения в вузах других регионов, но и сдерживать текущий отток абитуриентов. Важную роль в этом процессе играют профориентационные мероприятия со школьниками по принципу «Живи, учись, работай в родном регионе», в том числе способствующие формированию положительной деловой репутации и имиджа местных университетов. В условиях конкурентной борьбы за государственное финансирование и талантливых абитуриентов региональным вузам необходимо использование маркетингового подхода к разработке долгосрочной стратегии взаимодействия с различными субъектами рынка образовательных услуг [35]. В арктических регионах с высокими показателями оттока абитуриентов важным элементом является проведение социологических исследований, направленных на выявление миграционных установок старшеклассников и определение причин невостребованности получения высшего образования в родных регионах. Данное исследование вносит особый вклад в развитие научного знания ввиду пространственного охвата объекта исследования, введения в научный оборот информации об объемах и направлениях потоков выпускников школ и вузов, а также постановки проблемы о соразмерности этих потоков. Его практическая значимость заключается в том, что основные выводы, полученные в результате, подчеркивают необходимость и важность мероприятий, направленных на создание благоприятной среды для реализации и развития молодого поколения в АЗРФ, а также мероприятий информационного характера для формирования мотивации жить, учиться и работать здесь. Принятие конкретных управленческих решений в этой области должно быть основано на принципах доказательной политики и опираться на релевантную аналитическую базу в области молодежных миграций в АЗРФ, доступную пользователям на различных уровнях управления. Список источников 1. Габдрахманов Н. К., Никифорова Н. Ю., Лешуков О. В. «От Волги до Енисея...»: образовательная миграция молодежи в России; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 48 с. 2. Рыбаковский Л. Л. История и теория миграции населения. Кн. 2: Миграция населения: явление, понятие, детерминанты. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2017. 234 с. 3. Бюраева Ю. Г. Постобразовательная миграция выпускников вузов: траектории, факторы, намерения // ЭКО. 2020. № 10. С. 147-167. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2020-10-147-167 4. Варшавская Е. Я., Чудиновских О. С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2014. № 3. С. 36-58. 5. Карцева М. А., Мкртчян Н. В., Флоринская Ю. Ф. Межрегиональная миграция молодежи в России и выстраивание жизненных стратегий. 2021. Т. 52, № 4. С. 162-180. DOI: 10.31737/2221-2264-2021-52-4-7 Степусь И. С., Симакова А. В., Гуртов В. А., Хотеева Е. А., 2023 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz