Север и рынок. 2023, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 80-94. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 1, pp. 80-94. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ Рис. 2. Образовательные траектории выпускников 11-х классов школ арктических регионов, частично входящих в АЗРФ, среднегодовые данные за период 2019-2021 гг.Источник: составлено авторами по данным, предоставленным РОИВ в сфере образования. Примечание: данные по Красноярскому краю и Архангельской области (в целом) отсутствуют Отличительной особенностью Республики Саха (Якутия) и ее арктических территорий является то, что большая часть выпускников 11-х классов после обучения в школе выбирает уровень СПО. Более 70 % одиннадцатиклассников арктических территорий Республики Саха (Якутия) поступают в ОО СПО, причем большая часть (63,6 %) выбирает ОО СПО своего региона. Таким образом, арктические территории Республики Саха (Якутия) характеризуется одним из самых низких показателей оттока выпускников 11-х классов школ по причине учебной миграции - - только около 17 % выпускников школ арктических территорий Республики Саха (Якутия) покидают пределы родного региона. Выпускники 11-х классов школ арктических территорий Архангельской области, напротив, преимущественно выбирают уровень высшего образования, каждый второй выпускник школы поступает в вузы, причем большая часть из них (32,1 %) - - в вузы Архангельской области. Анализ направлений образовательной миграции показал, что большинство выпускников школ арктических территорий для поступления в вузы наиболее часто выбирают федеральные центры (Санкт- Петербург, Москва), регионы с благоприятными климатическими условиями (Краснодарский край, Белгородская область) либо соседние регионы с более развитой вузовской сетью (например, выпускники Ямало-Ненецкого АО выбирают Тюменскую область, Ненецкого АО —Архангельскую область, Чукотского АО — Хабаровский край идр.). Постобразовательная миграция выпускников вузов В потоках постобразовательной миграции выпускников вузов в арктических регионах можно выделить следующие направления: 1) выпускники вузов региона АЗРФ, которые остаются работать в регионе обучения (остались работать в регионе АЗРФ); 2) выпускники вузов региона АЗРФ, которые уезжают на работу в другие регионы России (уехали работать в другие регионы); 3) выпускники вузов других регионов России, которые приезжают на работу в регион АЗРФ (приехали работать в регион АЗРФ). На рисунке 3 представлены среднегодовые объемы постобразовательной миграции выпускников вузов очной формы обучения 2019-2021 гг. выпуска по трем рассматриваемым направлениям. Показатели сформированы с использованием данных мониторинга трудоустройства выпускников и приведены по арктическим регионам в целом, без выделения арктических территорий. Степусь И. С., Симакова А. В., Гуртов В. А., Хотеева Е. А., 2023 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz