Север и рынок. 2023, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 80-94. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 1, pp. 80-94. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ первом проанализировать образовательную миграцию из арктических регионов с целью обучения в вузах других регионов («школа-вуз»), а на втором — постобразовательную миграцию («вуз - организация места работы») выпускников вузов для работы в арктических регионах. Говоря о системе учета образовательной миграции в России, важно отметить серьезные информационные ограничения. Во-первых, форма федерального государственного статистического наблюдения № ВПО-1 — главный источник информации об основных показателях деятельности вузов не содержит сведений о количестве обучающихся из других регионов России. Сведения о перемещениях с целью учебы собираются Росстатом в форме № 1-ПРИБ, № 1-ВЫБ, однако, эти данные также не весьма удовлетворительны в силу условно-временного характера студенческой миграции [21], а также неточностей при заполнении листка статистического учета [22]. Данный показатель в целом по региону позволяет оценить число мигрантов, прибывших/выбывших по причине «в связи с учебой». При этом неясен начальный уровень образования мигранта, его возрастные характеристики, а также уровень образования, который он намерен получить в ходе миграции. В рамках данной статьи исследовательский интерес представляют именно траектории распределения выпускников 11-х классов после окончания школы на арктических территориях регионов, поэтому источником получения такой углубленной информации является прямое обращение в региональные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования (РОИВ в сфере образования). В рамках соответствующего запроса информация формировалась для каждого муниципального образования региона, входящего в состав АЗРФ. Что касается статистики постобразовательной миграции в России, то на сегодняшний день создан и функционирует инструментарий мониторинга трудоустройства выпускников, позволяющий проводить анализ миграционных перемещений выпускников вузов и колледжей с целью трудоустройства2. Такие сведения формируются на основе сопоставления реестра дипломов об образовании Рособрнадзора и сведений о трудовой деятельности Пенсионного фонда России через обезличенные СНИЛС выпускников3. 2 Емелина Н. К., Рожкова К. В., Рощин С. Ю., Солнцев С. А., Травкин П. В. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы [Текст]: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2022. 160 с. 3 Трудоустройство выпускников: методология, мониторинг и анализ / под ред. А. В. Воронина, В. А. Гуртова, Л. М. Серовой. М.: Экономика, 2015. 363 с. Степусь И. С., Симакова А. В., Гуртов В. А., Хотеева Е. А., 2023 Ограничения использования полученных данных связаны с географическими особенностями АЗРФ, в состав которой 4 субъекта входят полностью (Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа), а 5 субъектов РФ - ­ только частично (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Архангельская область, Красноярский край). Запрос данных у РОИВ в сфере образования для большинства регионов позволил сформировать показатели образовательной миграции на территории всего региона и его арктической части. Данные постобразовательной миграции выпускников формируются в рамках мониторинга трудоустройства выпускников только в региональном разрезе. Полученная эмпирическая база исследования прошла обработку на корректность, полноту и логику. При проведении исследования применялись методы статистического анализа, методы сопоставления и сравнения, базирующиеся на изучении структуры миграционных потоков в АЗРФ. Образовательная миграция выпускников школ Исследование А. Шеломенцева и коллег на основе качественных методов показало, что у абитуриентов арктических регионов «цель отъезда с арктических территорий формируется в детстве и укрепляется с годами» [23]. Одним из факторов, напрямую влияющим на миграцию молодежи, выступают образовательные возможности места проживания. В связи с этим рассмотрим пространственные характеристики сети образовательных организаций высшего образования в АЗРФ (табл. 1). На арктических территориях субъектов АЗРФ в настоящее время ведут подготовку 9 самостоятельных вузов и 9 филиалов. При этом самостоятельные арктические вузы распределены не между 9 субъектами АЗРФ, а расположены только в Архангельской4, Мурманской5 областях и Красноярском крае6. Если в Архангельской области с 2010 г. прием в самостоятельные вузы увеличился, то в Мурманской области и Красноярском крае существенно сократился - - на 1155 чел. (сокращение в сравнении с 2010 г. на 47,6 %) и 210 чел. (сокращение на 35,5 %) соответственно. 4 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова»; ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 5 ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»; ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет». 6 ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт». 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz