Север и рынок. 2023, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 80-94. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 1, pp. 80-94. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ переезжать в регионы АЗРФ, а также поверхностные представления об арктическом макрорегионе в целом [14]. Исследователи из Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова также оценивают миграционные настроения студенческой молодежи ведущих вузов АЗРФ как достаточно сильные, ориентированные на переезд в столичные, центральные и южные регионы России, что в первую очередь связано с факторами экономического характера [15]. Вместе с тем согласно результатам исследования [16] у вузовской молодежи при переходе на старшие курсы наблюдается усиление внутренней мотивации и личной заинтересованности к работе вАрктике. Таким образом, изучение образовательной и постобразовательной миграции в арктических регионах страны представляет большой научный интерес. Актуальность данных исследований возрастает в условиях беспрецедентного санкционного и политического давления, когда от глубины и интенсивности проработки планов освоения Российской Арктики начинает критически зависеть перспектива развития всей национальной экономики. Проблема депопуляции АЗРФ, усугубляющаяся за счет миграционной убыли трудоспособного населения, является одной из основных угроз, формирующих риски для развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности1. В этих условиях академически образованная молодежь — уникальный человеческий и интеллектуальный потенциал, который является одним из определяющих факторов успешного развития арктических территорий и реализации государственных задач России в Арктике [17]. Несмотря на достаточную проработанность данной проблематики, в настоящее время отсутствуют комплексные исследования, в которых на основе объективных данных анализируются и сопоставляются миграционные потоки молодежи из числа выпускников школ и вузов в отношении всех арктических регионов. В связи с изложенным, цель данной статьи заключается в формировании и введении в научный оборот информации об объемах и векторах образовательной миграции выпускников 11-х классов школ арктических регионов и постобразовательной миграции выпускников вузов неарктических регионов России. Достижение цели исследования обусловило постановку ряда взаимосвязанных задач: во-первых, обобщить и систематизировать имеющиеся источники информации об образовательной и постобразовательной миграции молодежи; во-вторых, осуществить сбор, обработку и анализ показателей, характеризующих миграционные потоки выпускников 1Указ Президента РФ № 645 от 26 окт. 2020 г. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». школ 11-х классов и выпускников вузов «из» и «в» арктические регионы; в-третьих, дать оценку соразмерности этих потоков и предложить рекомендации по регулированию потоков образовательной и постобразовательной миграции молодежи в арктических регионах. В ходе исследования будет проверена гипотеза о несоразмерности миграционных потоков, предполагающая, что поток образовательной миграции выпускников школ для обучения в вузах за пределами арктического региона не компенсируется встречным потоком выпускников вузов из других регионов страны. Научная новизна исследования заключается в комплексной оценке исходящих потоков выпускников школ арктических регионов из АЗРФ и входящих потоков выпускников вузов неарктических регионов в АЗРФ по единой методологии в пространстве 9 арктических регионов. Материалы и методы исследования В зарубежной практике для изучения образовательной и постобразовательной миграции выпускников имеется обширная статистическая база, получаемая как из данных национальных переписей, так и из административных регистров [18]. Эти сведения позволяют изучить миграционные биографии и траектории выпускников, причем переезд с целью учебы и миграция после обучения рассматриваются как звенья единого процесса [19]. В настоящее время в России на государственном уровне отсутствуют инструменты, позволяющие отслеживать единую образовательно профессиональную траекторию молодежи при переходе «школа - вуз - организация места работы» в привязке к местоположению. С этой точки зрения особый интерес представляет исследование Н. К. Габдрахманова и коллег, где для 400 тыс. выпускников 8 крупных российских вузов проанализированы образовательные и трудовые траектории молодежи и выделены 5 типов миграционного поведения от школы до университета к рынку труда. Информационной базой исследования послужили данные социальной сети «ВКонтакте», в которой на основе обезличенных данных профилей пользователей были получены данные о родном городе и текущем месте проживания пользователей - - выпускников выбранных вузов. В то же время данный подход имеет ряд ограничений, в числе которых закрытость ряда страниц пользователей социальной сети, неполная заполняемость профилей, а также вероятность указания недостоверной информации [20]. С учетом изложенного, для достижения цели исследования миграционный процесс «школа - вуз - организация места работы» предлагается рассмотреть не едино, а разбить на два этапа: на Степусь И. С., Симакова А. В., Гуртов В. А., Хотеева Е. А., 2023 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz