Север и рынок. 2023, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 80-94. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 1, pp. 80-94. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ post-educational migration into the Arctic. The study's scientific novelty lies in presenting a comprehensive assessment of school graduates' outgoing flows from the Arctic regions and university graduates' incoming flows from other areas using a single methodology across the country's nine Arctic regions. Through statistical analysis and information comparison, it was revealed that most school graduates from the Arctic pursue higher education outside of this region, which is largely due to the restructuring of the higher education system, including the reduction of the number of branch campuses in the Arctic. The analysis of post-educational migration showed that the flow of university graduates coming to work in the Arctic from other regions slightly exceeds the outflow of graduates from Arctic universities. Still, this trend is not uniform across all Arctic regions. School graduates' educational migration is not balanced as the outflow of high-school graduates from the Arctic regions is not fully compensated for by young professionals coming to the Arctic after graduation. This uncompensated educational migration poses significant risks such as a loss of qualified workers and a decline in the population of reproductive age, which may ultimately accelerate the depopulation process of this strategically important macro-region. As measures to address this issue, the authors propose creating a favorable environment for the younger generation's development and holding events aimed at motivating young people to live, study, and work in the Russian Arctic. A relevant analytical base in the field of youth migration is necessary for regulating migration processes in the Arctic regions. Keywords: the Russian Arctic, educational and post-educational migration, school and university graduates Acknowledgments: the study was supported by a grant from the Russian Science Foundation, project no. 22-78-10148 "Motivational Drivers Causing Changes in Human Resource Flows in the Russian Arctic: Trends, Challenges, Prospects." For citation: Stepus I. S., Simakova A. V., Gurtov V. A., Khoteeva E. A. Migration Flows of School and University Graduates in the Russian Arctic Regions: Volume, Vectors, and Proportionality Assessment. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 1, Введение В миграции молодежи как наиболее мобильной социальной группы населения выделяется два существенных пика: первый вызван выбором образовательного учреждения, второй — выбором места работы [1]. Первый вид миграции получил название образовательной (учебной) миграции. По мнению Л. Л. Рыбаковского, мотивацией такой миграции является «необходимость получения профессионального образования, там, где имеются для этого или просто условия, или лучшие условия, чем в месте проживания мигранта» [2]. Второй вид миграции - - постобразовательная миграция обусловлена стремлениями молодых специалистов получить лучшие условия для личной и профессиональной самореализации в месте трудоустройства [3]. Вопросы образовательной и постобразовательной миграции молодежи на протяжении многих лет активно изучаются российскими и зарубежными исследователями из различных областей науки - - экономики, социологии, демографии. Подробный обзор таких научных трудов максимально полно представлен в публикациях исследователей НИУ «Высшая школа экономики» [4, 5]. Специалисты в области изучения миграции сходятся во мнении, что основными структурными факторами формирования миграционных потоков молодежи являются состояние региональных систем высшего образования, а также социально-экономические характеристики регионов, определяющие их привлекательность для молодежи [6-8]. В виду дифференциации российских регионов по различным социально-экономическим параметрам, эти факторы в каждом из регионов имеют свое проявление. Степусь И. С., Симакова А. В., Гуртов В. А., Хотеева Е. А., 2023 pp. 80-94. doi:10.37614/2220-802X.1.2023.79.005 В данном исследовании речь пойдет о приоритетных геостратегических регионах Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Социально-трудовой потенциал арктических территорий исторически сформирован за счет миграционных процессов, в котором миграция молодежи имеет особое значение. На современном этапе развития проявляются следующие ее особенности в отношении АЗРФ: с одной стороны, отток молодежи за пределы арктических территорий для получения профессионального образования, обусловленный институциональными условиями в сфере образования в ряде регионов АЗРФ [9]; с другой, фиксируется и обратный входящий поток выпускников вузов и колледжей из неарктических регионов страны для работы в АЗРФ [10]. В настоящее время накоплен достаточно большой научный задел по результатам исследований миграции молодежи в АЗРФ, которые преимущественно базируются на данных выборочных опросов школьников и студенческой молодежи. Авторы отмечают, что необходимость получения образования становится одной из главных причин смены места жительства, прежде всего среди арктического населения молодого возраста, а также акцентируют внимание на невозвратности таких миграционных потоков [11, 12]. Отдельные региональные исследования подтверждают эти тенденции. Так, Е. Н. Шарова, Е. В. Недосека при изучении профессионально-образовательных установок молодежи Мурманской области подчеркивают все большее распространение в регионе образовательной модели миграции, которая в настоящее время носит семейный характер [13]. В работе Э. З. Галимуллина по результатам социологического исследования российской молодежи, проживающей за пределами АЗРФ, отмечается нежелание молодых специалистов 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz