Север и рынок. 2023, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 7-34. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 1, pp. 7-34. К ВОПРОСАМ О ТЕМАТИКАХ НАУЧНЫХ РАБОТ И НАУЧНЫХ ДИСКУРСАХ Безусловно, прямое сопоставление государственных задач в области экологической политики и полученных в первой части исследования укрупненных тем научного дискурса требует определенных методологических пояснений. Прежде всего необходимо учитывать разный масштаб сопоставляемой укрупненной исследовательской проблематики и практических государственных задач и разные принципы формирования сравниваемых категорий. Показанные в левой части схемы на рис. 11 проблемные поля были сформированы в результате индуктивной генерализации проблем в области экологической политики, изучавшихся в отечественной исследовательской литературе преимущественно на протяжении последнего десятилетия. В свою очередь, правая часть — прямые практические задачи, обусловленные не только актуальной экологической ситуацией в Арктике, но и во многом геополитической и социально­ экономической конъюнктурой. Эти обстоятельства определяют априори более широкие тематические рамки у результатов библиографического анализа. Сопоставление тем научного дискурса и практических государственных задач позволяет сделать два вывода. Во-первых, поскольку научная проблематика существенно шире по отношению к государственным задачам, все они могут быть тематически соотнесены с соответствующими укрупненными блоками научных проблем. Практически это означает, что у отечественных исследователей существует задел для решения подобных задач, а новые императивы государственной политики — тот тематический блок, на котором необходимо сосредоточить исследовательское внимание в ближайшем будущем. Во-вторых, три группы проблем «выпали» из контекста задач арктической государственной политики. Нам представляется, что практическая интерпретация данного факта не должна означать неактуальность этих областей исследований, поскольку, с одной стороны, проведенный в настоящем исследовании анализ научной проблематики экологической политики не ограничивался территориальными рамками Арктики. С другой стороны, поле научных исследований формирует базис для будущих политических решений, и с точки зрения реализации государственных задач более широкий исследовательский тематический охват необходим для обеспечения заделов при возможном вовлечении новых тем в круг государственных императивов. Заключение Представленный в настоящем исследовании анализ имел в качестве основных целей выявление и сопоставление наиболее значимых тем научного дискурса, главных теоретических оснований экологической политики, определение основных групп стейкхолдеров с деятельностью которых научное сообщество связывает ожидания по разрешению экологической проблематики в России и за рубежом, а также сопоставление ключевой проблематики научного дискурса и государственных императивов в области экологической политики России в Арктике. В результате работы были получены следующие выводы, с помощью которых можно охарактеризовать состояние исследований вопросов экологической политики в нашей стране на фоне научных разработок зарубежных коллег, а также определить направления совершенствования исследовательской деятельности. Главные темы научного дискурса по изучаемой проблематике в российской и зарубежной исследовательской литературе во многом совпадают. При этом существенным образом различаются акценты. Зарубежные работы преимущественно ориентированы на решение глобальных экологических проблем и вопросов повышения экологичности производства. Российские исследования в большей степени сосредоточены на разрешении локальных экологических проблем и внутренних вызовов: повышения роли общества в решении экологических вопросов и улучшения координации взаимодействия основных участников экологической политики. С точки зрения авторов российские акценты научного дискурса отвечают задачам современного этапа развития нашей страны. Отечественные исследователи, отдавая должное всем проблемным направлениям мировой экологической повестки, в большей степени концентрируются на решении наиболее актуальных внутренних задач сохранения окружающей среды, институционального развития и организации общественного диалога в национальном масштабе. Теоретический базис, используемый российскими исследователями при изучении вопросов экологической политики, в настоящее время не включает подходов, наиболее распространенных в международной научной практике. На наш взгляд, он должен быть расширен. Это необходимо для обеспечения возможности получения нашими учеными современных конкурентных научных результатов. При этом также необходимо развивать отечественный теоретический задел — концепции и подходы, являющиеся результатами разработок российских ученых. В частности, это касается концепции экологической безопасности — базового теоретического подхода, ставшего основой государственной экологической политики в России. С точки зрения большинства отечественных авторов главным субъектом экологической политики в России является государство. Очевидно, что в условиях свойственной для нашей страны высокой степени политической централизации эта исследовательская позиция является абсолютно обоснованной и в обозримой перспективе останется доминирующей. Вместе с тем появление в составе наиболее значимых тем российского научного дискурса вопроса повышения роли общества в решении экологических проблем определяет общественные институты в качестве ©Дядик В. В. и др., 2023 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz