Север и рынок. 2023, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 150-162. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 1, pp. 150-162. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ население будет уплачивать подоходный налог с доходов по банковским депозитам, такая мера может стимулировать людей к приобретению арктических облигаций и формированию долгосрочных вложений на основе данного финансового инструмента. Заключение На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Облигации для населения («народные» облигации), являясь долговыми ценными бумагами, выпускаемыми государственными органами власти различного уровня с упрощенным доступом к приобретению и погашению для физических лиц, выступают эффективным финансовым механизмом привлечения средств населения. В рамках данной работы были исследованы возможности выпуска облигаций для населения (арктических облигаций) для привлечения его сбережений на развитие территории российской Арктики в рамках программно-целевого подхода. С учетом целевой направленности такого облигационного займа, финансового потенциала населения регионов АЗРФ, а также анализа опыта выпуска «народных» облигаций в России на федеральном и региональном уровнях сформированы основные параметры арктических облигаций, согласно которым они должны выпускаться в форме бездокументарных купонных облигаций номиналом 1 тыс. руб. и сроком обращения 5 лет. Агентом по их продаже и хранению целесообразно выбрать Национальный расчетный депозитарий, продажу и выкуп осуществлять через онлайн-платформу «Финуслуги». Предлагаемый общий объем выпуска арктических облигаций — 25 млрд руб., а максимально возможный пакет приобретения одним инвестором — 15 тыс. облигаций. При установлении купона по арктическим облигациям предлагается использовать динамический подход с ориентацией на среднюю доходность банковских депозитов с дополнительной премиальной надбавкой на базе размера ключевой ставки ЦБ РФ. Для стимулирования долгосрочных вложений в арктические облигации следует рассмотреть возможность установления налоговых льгот в виде освобождения от уплаты подоходного налога с купонных доходов для инвесторов, которые будут владеть ими непрерывно на протяжении не менее 3 лет. Практическая значимость проведенной работы заключается в возможности использования ее выводов в системе принятия решений государственными органами в области реализации арктической политики, при выборе источников финансирования производственных, инфраструктурных и социальных проектов в регионах АЗРФ, а также оптимизации стратегических документов, направленных на развитие российской Арктики. К дальнейшим возможным перспективным направлениям исследований в рамках данной тематики следует отнести изучение возможностей формирования Фонда развития Арктики - - масштабного финансового инструмента для финансирования развития арктических территорий и реализации крупных экономически привлекательных инвестиционных проектов на базе агрегирования сбережений населения, привлекаемых путем выпуска «народных» облигаций, средств федерального бюджета и финансовых ресурсов крупнейших кредитных организаций страны. Список источников 1. Newberry J. Remember Savings Bonds? // ABA Journal. 2000. 86(2). P. 80. 2. Wollenberg Y. Ch. Those boring old savings bonds look better // Medical Economics. 2001. 78(22). P. 13. 3. Costa A., Leoci P., Tafuro A. "Social impact bonds": implications for government and non-profit organizations // Review of Business and Economics Studies. 2014. 2. 58-65. 4. Kitanov Ya. Are risk free government bonds risk free indeed // Journal of International Scientific Publications: Economy & Business. 2015. 9(1). 523-530. 5. Bedowska-Sojka B., Kliber A. Risk transmission between sovereign credit default swaps and government bonds during the global financial crisis. The case of the Czech Republic, Hungary and Poland // Central European Journal of Economic Modelling and Econometrics. 2019. 3. 153-172. DOI: 10.24425/cejeme.2019.130676 6. Евдокимов К. С. Государственные облигации для населения: сущность, международный опыт, перспективы в Российской Федерации // Территория инноваций. 2016. № 2. С. 70-75. 7. Лысенко А. А. Государственные облигации для населения: российская и зарубежная практика // Финансовая экономика. 2019. № 4. С. 846-849. 8. Абдрахимова З. Р., Корвякова Е. Н. Облигации федерального займа как инструмент инвестирования в экономику для населения // Вестник ИЭАУ. 2017. № 15. С. 1. 9. Рябинина С. Е. Облигации федерального займа для населения как новый инструмент долговой политики России // Экономика и социум. 2019. № 4(59). С. 641-644. Бадылевич Р. В., 2023 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz