Север и рынок. 2023, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 7-34. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 1, pp. 7-34. К ВОПРОСАМ О ТЕМАТИКАХ НАУЧНЫХ РАБОТ И НАУЧНЫХ ДИСКУРСАХ В) Субъективизация экологической политики в работах отечественных и зарубежных исследователей имеет как общие черты, так и ряд различий. На рисунке 9 представлена диаграмма, характеризующая выбор категорий стейкхолдеров, с которыми ассоциируется ответственность за реализацию экологической политики, в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Главным сходством, безусловно, является определение государства в качестве основного «ответственного лица» за решение экологических проблем. И очевидно, что отечественные исследователи даже более убеждены в этом мнении, нежели их зарубежные коллеги. Проведение экологической политики ассоциируют с функцией государства авторы 28 включенных в выборку российских и 21 зарубежная работа. Аналогичным образом действия в области экологической политики ассоциируют с отдельными уровнями государственной власти и местного самоуправления авторы 8 отечественных и 5 зарубежных исследований. Надгосударственные международные организации определяют в качестве субъекта экологической политики авторы 9 зарубежных и только 2 отечественных исследований. Это обстоятельство является наиболее заметным отличием и в целом соответствует выводам, полученным в результате анализа специфики проблем, исследуемых российскими и зарубежными авторами. Еще одним значимым отличием является большее внимание зарубежных авторов к общественным институтам в качестве субъектов экологической политики. В зарубежной и российской частях финальной выборки соответственно содержится 4 и 1 поддерживающее эту позицию исследование. Интересно отметить, что результаты анализа проблематики исследований показали обратные результаты (см. часть I настоящего раздела). Вопросам участия общественности в экологической политике посвящено 7 российских работ и 2 зарубежные. Возможно, это обусловлено тем обстоятельством, что общественные институты, участие которых в экологической деятельности за рубежом уже является нормой, в России еще находятся в стадии формирования, и процесс их формирования вызывает острый научный диалог. Рис. 9. Субъекты экологической политики в исследованиях российских и зарубежных авторов Система приоритетов государственной экологической политики России в Арктике сформирована «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» (далее — Основы), утвержденными Указом Президента РФ от 05.03.2020 № 164. В схематическом виде совокупность предусмотренных этим документом стратегических императивов в области экологии показана на рис. 10. Анализ содержания Основ позволяет точно констатировать, что вопросы охраны окружающей среды системно и прочно интегрированы в совокупность императивов государственной политики РФ в Арктике. Прослеживается концентрированная смысловая вертикаль от «профильного» национального интереса до перечня обусловленных необходимостью его реализации практических (в том числе исследовательских) задач. II. Таким образом нижний уровень иерархии (уровень задач) на рис. 10 следует воспринимать как «государственный заказ» на научную проработку соответствующих направлений. В свете этого утверждения представляет интерес соотнесение проблематики, превалирующей в работах российских исследований, и задач, позиционируемых государством в качестве приоритетных (рис. 11). ©Дядик В. В. и др., 2023 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz