Север и рынок. 2023, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 150-162. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2023, no. 1, pp. 150-162. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ ошибки и недостатки, выявленные ранее. Так, агентом по их продаже и хранению выступает Национальный расчетный депозитарий, а приобрести их физические лица могут только онлайн через платформу «Финуслуги», что делает процесс покупки еще проще и быстрее, инвесторы не теряют доход при досрочном погашении облигаций за счет фиксированной ставки купона и выплаты накопленного купонного дохода ч4 раза в год, минимальная сумма приобретения ограничена лишь номиналом облигации — 1 тыс. . Также понятными для населения являются цели выпуска облигаций — улучшение жизни в регионе: благоустройство Калининградской области, финансирование экологических и социально значимых объектов. Успешное размещение первого выпуска в 2021 г., широкий интерес населения к облигациям позволил Правительству Калининградской области даже в непростых финансовых условиях объявить о запуске размещения 2-го выпуска облигаций для населения с 21 сентября 2022 г., а с 26 декабря 2022 г. — 3-го выпуска8. Анализ зарубежного и отечественного опыта выпуска и размещения облигаций для населения позволяет говорить о том, что при правильно определенных условиях и параметрах облигационного займа, эффективной информационной поддержке и грамотно выбранных целях «народные» облигации способны стать источником привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации крупных социально-экономических и инфраструктурных проектов, способствовать повышению степени вовлечения сбережений домохозяйств в экономические и инвестиционные процессы и росту финансовой грамотности населения. Анализ возможностей выпуска арктических облигаций для населения Рассмотрим возможности выпуска облигаций для населения в качестве источника привлечения финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов и программ развития российской Арктики (арктических облигаций). В настоящее время возможности государства по финансированию программ территориального развития ограничены. Это связано с объективными факторами, в частности, падением реального уровня валового внутреннего продукта, которое приводит к снижению бюджетных доходов в связи с введением против нашей страны санкций и ограничений; увеличением расходов на национальную безопасность и оборону. Поэтому сохранение или увеличение объемов государственного 8 Калининградская область размещает облигации для населения на Финуслугах / / Министерство финансов Калининградской области: офиц. сайт. URL: https://minfin.gov39.ru/press/news/7298/ (дата обращения: 30.12.2022). финансирования программ территориального развития по сравнению с докризисным уровнем представляется маловероятным (см. подробнее [18]). В этих условиях обеспечить формирование достаточной финансовой базы развития стратегически важных российских территорий, к которым, безусловно, относится и Арктическая зона РФ (АЗРФ) возможно только при условии задействования новых, до сегодняшнего дня не в полной мере вовлеченных в экономические процессы финансовых ресурсов. К таким ресурсам относятся финансовые средства населения. Идеи привлечения финансовых средств с помощью выпуска облигаций для финансирования реализации инвестиционных проектов в арктических регионах РФ не являются новыми. В 2022 г. идея выпуска «зеленых» облигаций для финансирования инвестиционных проектов в Арктике была озвучена координатором Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) А. Воротниковым9. Опыт выпуска региональных облигационных займов есть во всех регионах, полностью или частично входящих в АЗРФ. Однако размещение специализированных облигаций для населения на сегодняшний день было осуществлено только в одном арктическом регионе — Ямало­ Ненецком АО. Одной из ключевых предпосылок эффективного размещения облигационных займов для населения выступает достаточный уровень свободных финансовых ресурсов у домохозяйств, которые они готовы инвестировать. Следует отметить, что регионы АЗРФ характеризуются высоким финансовым потенциалом населения. Так, 5 регионов, полностью или частично входящих в АЗРФ, входили в 2021 г. в первую десятку регионов по размеру располагаемых ресурсов домашних хозяйств на 1 чел. Кроме того, большинство арктических регионов входит в лидирующую группу субъектов РФ по приросту финансовых активов в структуре использования денежных доходов и объему вкладов на душу населения (табл. 2). Высокий финансовый потенциал населения арктических регионов подтвержден и многочисленными исследованиями ученых. Так, в частности, авторами в регионах АЗРФ отмечается сохраняющееся формирование сбережений в объемах, превосходящих средний размер сбережений по стране [19], а также высокий уровень доходов, позволяющий обеспечить значительную норму сбережений населения [20]. 9 «Зеленые» облигации могут использоваться для финансирования арктических инфраструктурных проектов //Проектный офис развития Арктики. URL: https://porarctic.ru/ru/events/a-vorotnikov-zelyenye-obligatsii- mogut-ispolzovatsya-dlya-finansirovaniya-arkticheskikh-infrastruktu/ (дата обращения: 10.01.2023). Бадылевич Р. В., 2023 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz