Север и рынок. 2022, №3.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИУПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Научная статья УДК 338.47 (985) doi:10.37614/2220-802X.3.2022.77.011 ЛЕДОКОЛЬНЫЙ АТОМНЫЙ ФЛОТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Анна Борисовна Николаева Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия, ORCID 0000-0002-6695-5534 Аннотация. Успешное развитие Северного морского пути (СМП) предполагает создание развитой транспортной инфраструктуры, результатом чего должно стать значительное увеличение грузооборота по данному маршруту. В статье рассматривается процесс формирования современного атомного флота как основы безопасного плавания для решения важнейшей проблемы дальнейшего развития арктической транспортной системы. В плане судоходства СМП — это один из самых сложных и опасных морских маршрутов, который отличается, помимо большой протяженности, наличием мелководных участков, значительно удаленных от берегов, и сложными ледовыми условиями. Задачу по дальнейшему увеличению грузооборота невозможно решить без обеспечения круглогодичной навигации. В связи с суровыми климатическими условиями в арктических широтах ее обеспечение неосуществимо без соответствующего ледокольного обеспечения. Поскольку атомный ледокольный флот на сегодняшний день уже достаточно устарел, необходимо вводить в строй новые ледоколы. Целью исследования является выявление проблем васпекте увеличения одного из показателей результативности функционирования СМП —грузооборота —при обновлении ледокольного флота как фактора, необходимого для решения задач успешного функционирования трассы. Был сделан вывод, что ввод в эксплуатацию ледоколов тормозит недостаточное финансирование отрасли, но основная проблема заключается в последствиях кризиса на Украине в 2014 г., в результате которого были нарушены цепочки поставок комплектующих для судостроения и введены санкционные ограничения против РФ. Ситуация усугубилась в результате введения новых беспрецедентных пакетов санкций после начала специальной военной операции в феврале 2022 г. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что сделанные выводы позволяют наметить направления для дальнейшего развития СМП. Быстро меняющаяся международная обстановка и экономическая ситуация внутри страны определяют перспективность дальнейших исследований поданной тематике. Ключевые слова: арктический регион, увеличение грузооборота, ледокольное обеспечение, круглогодичная навигация, санкционные ограничения Благодарности: работа выполнена в рамках темы № 0226-2018-0004 Института экономических проблем «Взаимодействие глобальных, национальных и региональных факторов в экономическом развитии Севера иАрктической зоны Российской Федерации» по государственному заданию Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». Для цитирования: Николаева А. Б. Ледокольный атомный флот как фактор развития Северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. №3. С. 158-170. doi:10.37614/2220-802X.3.2022.77.011 ECONOMIC PROCESSES AND MANAGEMENT INDUSTRIES AND COMPLEXES IN THE NORTH AND IN THE ARCTIC Original article ICEBREAKER ATOMIC FLEET AS A FACTOR OF THE NORTHERN SEA ROUTE DEVELOPMENT Anna Borisovna Nikolaeva Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, ORCID 0000-0002-6695-5534 Abstract. The successful development of the Northern Sea Route (NSR) implies the creation of a developed transport infrastructure, which should result in a significant increase in cargo turnover along the route. The article discusses the process of forming a modern atomic fleet as the basis for safe navigation, aimed at solving the important problem of further development of the Arctic transport system. In terms of navigation, the NSR is one of the most complicated and dangerous sea routes, which, in addition to its long length, is distinguished by the presence of shallow water areas located far away from the coast, and difficult ice conditions. The taskoffurther increasingthe cargo turnover cannot be solvedwithout providingyear-round navigation. Due to the harsh climatic conditions in the Arctic latitudes, year-round navigation is not feasible without an appropriate icebreaker support. As the atomic СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. © Николаева А. Б., 2022 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz