Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 84-95. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 84-95. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА и экономической систем региона, именно эти вопросы требуют подробного освещения. Прежде чем переходить к раскрытию вопросов, связанных с ролью структур ЕЛЦД в процессе достижения ЦУР в конкретном диоцезе, расположенном в северной части материковой Дании, следует в общих чертах охарактеризовать правовое положение, финансовую составляющую функционирования и черты административно­ территориальной системы всей религиозной организации. Основные принципы, обуславливающие положение Народной церкви (дат. Den Danske Folkekirk), закреплены в первой главе действующей конституции, принятой 5 июня 1953 г.4. В содержании П. 4 документа ЕЛЦД позиционируется как народная и поддерживаемая государством в качестве таковой. Указывается, что лицо, занимающее королевский престол, обязательно должно быть ее членом. Приоритетное положение ЕЛЦД в перечне прочих религиозных организаций, действующих в Дании, не умаляет значение П. 67 и П. 68 действующей конституции, где гражданам гарантируется свобода вероисповедания, т. е. возможность принадлежать к любой официально зарегистрированной религиозной организации или не иметь отношения ни к одной из таковых. Ввиду отсутствия четких формулировок, отражающих смысл, который вкладывается в словосочетание «поддержка государством» по отношению к Народной церкви, трактование такового носит неоднозначный характер. Современные датские исследователи предлагают понимание обозначенного термина в контексте формирования представления о национальной модели церковно-государственных отношений, в которой, при наличии религиозной свободы, отсутствует религиозное равенство, так как «ЕЛЦД занимает особое положение по отношению к государству и имеет несколько привилегий» [17, с. 181]. Преимущественные права Народной церкви реализуются через финансовую поддержку деятельности данной религиозной организации путем распределения в ее пользу бюджетных средств, а также через обеспечение особой роли в социально-политической сферах. В свою очередь, ЕЛЦД дублируют ряд государственных функций. Например, за ней сохранилось право легитимации брака и регистрации иных актов гражданского состояния (рождение, смерть, принадлежность отцовства), а в армии действует институт военного духовенства. Содержание кладбищенских территорий также возложено на Народную церковь. 4Подробнее см.: https://grundloven.dk/. Приоритетные права религиозной организации декларируются на официальном интернет-сайте ЕЛЦД в смысле необходимости осуществлять не только религиозно-культовое, но и общественное служение, в том числе в сфере реализации социальной ответственности, ориентируясь на запросы и интересы не только своих адептов, но и всего населения страны: «Разница между Народной церковью и другими религиозными общинами в Дании заключается в том, что она имеет обязательства перед всеми гражданами, а не только перед своими членами»5. Такое понимание общественной роли в церкви Дании соответствует концепции устойчивого развития, ориентированной на максимальное достижение равенства и благополучия в обществе в широком смысле (Цель 3 ООН — Здоровье и благополучие; Цель 10 ООН — Уменьшение неравенства; Цель 16 ООН — Мир, правосудие и эффективные институты). Поддержка ЕЛЦД государством прослеживается на уровне финансовой составляющей, обеспечивающей ее функционирование. На граждан, обладающих налоговой правоспособностью и дееспособностью, зарегистрированных в качестве членов Народной церкви, возлагается обязанность уплачивать целевые взносы. Иными словами, доходы прихожан облагаются церковным налогом. Членство в ЕЛЦД носит сугубо добровольный характер, а вступление в него осуществляется либо путем принятия крещения в лютеранстве, либо через религиозный обряд присоединения (для представителей других христианских конфессий). Покинувшие Народную церковь по каким-либо причинам могут возобновить регистрацию в составе ее прихожан, пройдя несложную процедуру оформления. Членство в ЕЛЦД влечет за собой некоторые преимущества: возможность легитимировать акты гражданского состояния на безвозмездной основе через соответствующие религиозные обряды и таинства; возможность участвовать во всех приходских и церковных мероприятиях (хотя позиционируется, что большая их часть ориентирована на широкий контингент), а также предоставление по смерти места под захоронение за более низкую плату по причине того, что содержание кладбищенских территорий частично финансируется из церковного налога. Среди стран Северной Европы аналогичная практика на сегодняшний день действует в Финляндии, где сохраняется государственный статус за двумя религиозными организациями. В Дании объем обязательных взносов в пользу ЕЛЦД включает поместный церковный налог, размер 5Подробнее см.: https://www.folkekirken.dk/om-folkekirken/kirke-og-stat. © Балабейкина О. А., Янковская А. А., Коробущенко В. Ю., 2022 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz