Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 72-83. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 72-83. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА рынке труда — в 4,1 раза, уровень зарегистрированной безработицы — в 4 раза34). В целом рост уровня общей безработицы в Ямало­ Ненецком АО в 2019-2020 гг. составил 26,3 %. Региональные меры поддержки субъектов МСП помогли сохранить порядка 3,5 тыс. рабочих мест35. В 2019-2020 гг. в Мурманской области численность официально зарегистрированных безработных граждан увеличилась в 1,6 раза; за содействием в трудоустройстве в службы занятости обратилось на 41 % больше людей, чем за аналогичный период прошлого года (уровень трудоустройства составил 47 % против 54 % в 2019 г.)36. Уровень безработицы в 2019-2020 гг. увеличился на 42,6 %, в том числе среди мужчин — на 37,1 %, среди женщин — на 84,8 %, молодежи в возрасте 16­ 29 лет — на 92,3 %. В областном центре — городе Мурманске — уровень регистрируемой безработицы вырос с 1 до 2,7 %, в Кандалакшском районе — с 3,1 до 3,7 %, в Терском районе — с 9,9 до 10,5 %. В Чукотском АО в 2019-2020 гг. уровень безработицы вырос на 15,8 % (пик пришелся на первый квартал 2020 г. — 5,2 %); уровень регистрируемой безработицы вырос на 5 %. На фоне снижения безработицы женщин (с 2,5 до 2,3 %), уровень безработицы мужчин увеличился с 4,9 до 6,3 %; в возрастной группе 40-49 лет уровень безработицы в этот период снизился в 5,3 раза, в возрастной группе 30-39 лет — увеличился на 31,4 %. Характеристики экономического пространства арктических территорий Канады и российской Арктики в целом обеспечили специфическую реакцию [1] на развитие кризиса, вызванного пандемией COVID-19 [2, с. 41], поскольку арктические экономики этих стран базируются на эксплуатации природных ресурсов. Значительный вклад в повышение социальной напряженности на арктических рынках труда циркумполярных стран внесла сфера малого и среднего предпринимательства. Роль государства в снижении социальной напряженности на рынках труда российской Арктики. Пандемия COVID-19 углубила одну из основных угроз национальной безопасности России и доковидного периода — проблему безработицы в Арктике: в очередной раз актуализировались роль государства на арктических рынках труда и необходимость применения долгосрочных 34Доклады о социально-экономической ситуации в Надымском районе. URL: https://nadym.yanao.ru/activity/11498/ (дата обращения: 05.12.2021). 35 Меры поддержки МСП в ЯНАО помогли сохранить 3,5 тыс. рабочих мест во время пандемии. URL: https://tass.ru/ural-news/11432501 (05.12.2021). 36 Информация Управления занятости населения Мурманской области о движении рабочей силы на рынке труда Мурманской © Корчак Е. А., 2022 инструментов в повышении эффективности государственной политики занятости. На наш взгляд, решение проблемы безработицы в арктических регионах связано, прежде всего, с системным решением проблемы соответствия профессионального образования и эффективного трудоустройства. В частности, решением проблемы молодежной безработицы является сетевое взаимодействие органов власти, органов местного самоуправления, промышленных предприятий и субъектов системы образования в реализации целенаправленной профессиональной подготовки кадров. Для примера, эффективным инструментом такого взаимодействия является цифровизация по пути социальных преобразований в Северной Европе. Так, глобальным центром технологий и стартапов является Швеция, реализующая Национальную стратегию цифровизации37, направленную на стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) гражданами с низким уровнем дохода и образования, а также на отдаленных территориях; на поддержку применения цифровых технологий в школах в качестве одного из инструментов обучения, увеличение количества курсов по ИКТ и анализу данных в рамках высшего образования; на внедрение цифровых технологий в предоставлении услуг служб по обеспечению занятости среди молодежи и уязвимых групп населения. Для арктических регионов в рамках диверсификации экономики актуальны вопросы развития малого и индивидуального предпринимательства. В этом аспекте интересен опыт Норвегии, власти которой в целях снижения зависимости от традиционных отраслей активно участвуют в поддержке инновационной активности предпринимательского сектора: 90 % расходов в структуре затрат на инновационные разработки приходится на сферу услуг и обрабатывающую промышленность [24, с. 14]. Среди инструментов такого участия — государственная программа стимулирования исследований и разработок в промышленности и торговле SkatteFUNN, программа коммерциализации исследований FORNY и университетские фонды. Необходимо отметить, что целью такого участия является не поддержка бизнеса для выживания, а именно развитие бизнеса [25, с. 67-68]. Другой пример — Россия, в Арктической зоне которой области в 2020 году. URL: https://murman- zan.ru/cms_data/usercontent/regionaleditor/комитет%202016/ан_м атериалы/pres%2012%2020.pdf (дата обращения: 04.11.2021). 37 OECD Reviews of Digital Transformation: Going Digital in Sweden. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oecd- reviews-of-digital-transformation-going-digital-in- sweden_9789264302259-en#page1 (дата обращения: 07.11.2021). 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz