Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 72-83. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 72-83. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА объема оборота розничной торговли — 99,9 %), в Ямало-Ненецком АО — 83,1 % (95,8 %), в Ненецком АО — 89,1 % (98,2 %), в Мурманской области — 90 % (96,6 %). В связи с пандемией COVID-19 в Чукотском АО не было остановлено ни одно производство, тем не менее ограничительные меры привели к снижению объема туристского потока на территории округа и отмене круизной навигации для иностранных пассажиров6. Объем туристических услуг в Ямало-Ненецком АО в 2020 г. снизился на 30 %. В Мурманской области численность работников организаций МСП в 2020 г. составила 83,8 % уровня 2019 г.; оборот — 83,5 % (сегодня около 25 % рабочих мест в регионе приходится на субъекты МСП). Часть индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) перерегистрировались в самозанятые, оставшись в сфере МСП; число организаций МСП в 2020 г. в регионе снизилось на 6 % (прекратили свою деятельность 2,9 тыс. ИП и 214 малых предприятий)7. Правительственные меры циркумполярных стран по смягчению социально-экономических последствий пандемии COVID-19. В целях смягчения последствий пандемии COVID-19 в Канаде был принят COVID-19 Emergency Response Act8 и внедрен Canada's COVID-19 Economic Response Plan9, включившие меры поддержки физических лиц (дополнительные пособия по восстановлению переболевшим коронавирусной инфекцией, отсрочка платежей по ипотеке, подлежащий возврату налоговый кредит для малообеспеченных категорий работников и малоимущих домохозяйств, единовременная выплата пенсионерам по старости, отмена процентов по образовательным кредитам и т. д .), финансовую поддержку бизнеса (в том числе субсидии для покрытия части расходов на коммерческую аренду, низкопроцентные кредиты для наиболее пострадавших от пандемии COVID-19 предприятий, дополнительную поддержку аэрокосмического и энергетического секторов экономики, сельского хозяйства и агропродовольственной деятельности, аквакультуры и рыболовства, культуры и спорта, туризма, пассажирских перевозок), поддержку самозанятых физических лиц и субъектов МСП коренных народов. В Юконе дополнительно была внедрена The Yukon Business Relief Program (YBRP)10, в рамках которой пострадавшему от пандемии COVID-19 бизнесу был предложен беспроцентный кредит до 100 тыс. долл. США, а также представлена финансовая поддержка организациям, осуществляющим деятельность в сфере ухода за детьми (на покупку техники и изделий медицинского назначения в целях ограничения распространения коронавирусной инфекции). На Северо-Западных территориях была внедрена программа The Pandemic Relief Extension Program (PREP)11, оказывающая поддержку лицензированным туроператорам. В Финляндии в целях поддержки бизнеса в Act on Support for Business Costs12были внесены изменения, направленные на повышение гибкости предоставления помощи ИП и малым предприятиям, а также на создание новой формы помощи — компенсации для предприятий, закрытых в связи с пандемией COVID-19. Субъектам МСП был предложен кредит RDI для финансирования научно­ исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) — для модернизации продуктов, услуг, производственных мощностей — в размере 100-500 тыс. евро на 7-10 лет13. Центрами экономического развития, транспорта и окружающей среды (ELY)14 были предложены временная поддержка предприятий общественного питания (возмещение расходов за аренду, жилищно-коммунальные услуги и на оплату труда), временная помощь сельским предприятиям в связи с финансовыми трудностями, вызванными пандемией COVID-19 (5-10 тыс. евро), гранты (2-8 тыс. евро) предприятиям первичного сельскохозяйственного производства, гранты рыбакам и коммерческим предприятиям, занимающимся рыбоводством, переработкой и розничной или оптовой торговлей рыбой (2-120 тыс. евро). Центром содействия развитию искусств Финляндии были предоставлены гранты для частных 6Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынкахтоваров, работ и услуг Чукотского автономного округа в 2020 году». URL: https://invest- chukotka.ru/download/kokurencia/doklad/EN/87_%D0%94%D0%BE%D0%B A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%B7%D0%B0%202020%20%D0%B3% D0%BE%D0%B4%20%D0%A7%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%81% D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%90%D0%9E.docx (дата обращения: 14.10.2021). 7Эксперты: малый бизнес смог выжить в пандемию, но говорить о полном восстановлении рано. URL: https://deloros.ru/eksperty-malyj-biznes-smog- vyzhit-v-pandemiyu-no-govorit-o-polnom-vosstanovlenii-rano.html. 8 COVID-19 Emergency Response Act. URL: https://laws- lois.justice.gc.ca/eng/annualstatutes/2020_5/ (дата обращения: 06.06.2021). 9 Canada's COVID-19 Economic Response Plan. URL: https://www.canada.ca/en/department-finance/economic-response-plan.html (дата обращения: 14.10.2021). 10The Yukon Business Relief Program (YBRP). URL: https://yukon.ca/en/yukon- business-relief-program (дата обращения: 14.10.2021). 11 The Pandemic Relief Extension Program (PREP). URL: https://www.iti.gov.nt.ca/en/services/pandemic-relief-extension-program-prep (дата обращения: 14.10.2021). 12Act and Decree on Supportfor Business Costs approved: 368 eligible business sectors. URL: https://tem.fi/en/-/act-and-decree-on-support-for-business-costs- approved-368-eligible-business-sectors (дата обращения: 05.11.2021). 13 RDI loans in disruptive circumstances. URL: https://www.businessfinland.fi/en/for-finnish-customers/services/funding/rdi- loans-in-disruptive-circumstances (дата обращения: 18.11.2021). 14COVID-19ANDTEAM FINLANDNETWORKSERVICES. URL: https://www.team- finland.fi/en/services-for-companies/corona (дата обращения: 18.11.2021). © Корчак Е. А., 2022 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz